Посещая музеи, мы привыкли восхищаться работой художников и редко вспоминаем о тех, кто даёт шедеврам вторую жизнь, - о реставраторах. Часто их сравнивают с врачами. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты - скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди.
Иркутский художественный музей в честь своего 150-летия решил познакомить посетителей с работой реставрационного отдела и показать, сколько труда и времени уходит на восстановление произведений искусства. На открытии выставки «Возрождённые шедевры» наш корреспондент смог увидеть произведения, которые в разные годы реставрировали специалисты из Иркутска, Москвы, Петербурга и Улан-Удэ. Рядом с каждым экспонатом - фотографии, запечатлевшие удручающее состояние предметов до реставрации.
На одну работу - 50 лет
В экспозиции представлено более 50 экспонатов. Это самые ценные произведения из музейного фонда - здесь живопись, декоративно-прикладное искусство, графика и антикварная мебель. Большинство произведений восстановили в мастерской Иркутского художественного музея. За год специалисты реставрируют более 60 произведений, предварительно оценив их состояние.
Жемчужиной выставки стали «Портреты предков» неизвестного художника - четыре редчайших свитка из шёлка и бумаги, на которых запечатлены генеалогические древа знатных семей Китая 17-19 веков. Примечательно, что они не имеют аналогов в России. В нашу страну картины попали, вероятнее всего, от участников экспедиций в Китай и Монголию.
Представьте только, на реставрацию «Портретов предков» ушло полвека - произведения находились в очень ветхом состоянии. Специалистам нужно было почувствовать стиль художника и, кроме того, повторить его манеру и технику. Групповые портреты выполнены в технике гун би, что в переводе означает «тонкая кисть». Все узоры выполнены тончайшими штрихами с использованием китайской туши и минеральных красителей. Усложняет реставрацию ещё и то, что гравюра изображена на традиционном для китайского искусства материале - настоящем китайском шёлке, наклеенном на рисовую бумагу.
Кстати, само написание подобного рода картин было связано с культом предков. Древние китайцы верили, что их благополучие полностью зависит от покровительства умершего родственника.
Тонкая работа
Во время выставки корреспонденту «АиФ в ВС» посчастливилось поговорить с одной из иркутских художниц-реставраторов Александрой Салониной, которая уже четыре года, в прямом смысле этого слова, реанимирует музейные экспонаты из керамики, стекла и фарфора. В будущем девушка хочет освоить ещё и реставрацию кости, которая требует особых условий - нужно соблюдать температурно-влажный режим и защищать хрупкое изделие от пыли.
Одна из самых сложных работ мастера - маленькая фарфоровая чашка 19 века. Этот предмет сам по себе уникальный: ручная роспись и хорошее качество позолоты. Прошло уже два века, а она выглядит как новая. Конечно, не без участия Александры. Девушке пришлось собирать разбитую чашку из 35 кусочков.
«За сто лет с вещью может очень много чего произойти. Часто бывает, что к реставраторам экспонаты поступают разбитыми. У меня как раз был такой случай. Причём сложность реставрации чашки заключалась в том, что её фрагменты нельзя восстанавливать одновременно. Из-за того, что это очень тонкий фарфор, мне приходилось клеить не более двух кусочков, а потом ждать сутки, когда высохнет клей», - рассказала реставратор.
На вопрос, почему девушка выбрала эту сложную, но интересную профессию, Александра ответила, что любовь к реставрации у неё с детства: когда у игрушки стирался носик или глазик, девочка любыми способами пыталась их восстановить.
К сожалению, сейчас музеи испытывают дефицит реставраторов. Всё дело в том, что не в каждом городе могут обучать специалистов. Например, Александра ездила на обучение в Москву.
Кстати
Все восстановленные произведения искусства представлены в главном здании Иркутского художественного музея на улице Ленина, 5. Выставка будет работать до 26 апреля.