Посещая музеи, мы привыкли восхищаться работой художников и редко вспоминаем о тех, кто даёт шедеврам вторую жизнь, - о реставраторах. Часто их сравнивают с врачами. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты - скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип тот же: не навреди.
Иркутский художественный музей в честь своего 150-летия решил познакомить посетителей с работой реставрационного отдела и показать, сколько труда и времени уходит на восстановление произведений искусства. На открытии выставки «Возрождённые шедевры» наш корреспондент смог увидеть произведения, которые в разные годы реставрировали специалисты из Иркутска, Москвы, Петербурга и Улан-Удэ. Рядом с каждым экспонатом - фотографии, запечатлевшие удручающее состояние предметов до реставрации.
На одну работу - 50 лет
В экспозиции представлено более 50 экспонатов. Это самые ценные произведения из музейного фонда - здесь живопись, декоративно-прикладное искусство, графика и антикварная мебель. Большинство произведений восстановили в мастерской Иркутского художественного музея. За год специалисты реставрируют более 60 произведений, предварительно оценив их состояние.

Жемчужиной выставки стали «Портреты предков» неизвестного художника - четыре редчайших свитка из шёлка и бумаги, на которых запечатлены генеалогические древа знатных семей Китая 17-19 веков. Примечательно, что они не имеют аналогов в России. В нашу страну картины попали, вероятнее всего, от участников экспедиций в Китай и Монголию.
Представьте только, на реставрацию «Портретов предков» ушло полвека - произведения находились в очень ветхом состоянии. Специалистам нужно было почувствовать стиль художника и, кроме того, повторить его манеру и технику. Групповые портреты выполнены в технике гун би, что в переводе означает «тонкая кисть». Все узоры выполнены тончайшими штрихами с использованием китайской туши и минеральных красителей. Усложняет реставрацию ещё и то, что гравюра изображена на традиционном для китайского искусства материале - настоящем китайском шёлке, наклеенном на рисовую бумагу.
Кстати, само написание подобного рода картин было связано с культом предков. Древние китайцы верили, что их благополучие полностью зависит от покровительства умершего родственника.
Тонкая работа
Во время выставки корреспонденту «АиФ в ВС» посчастливилось поговорить с одной из иркутских художниц-реставраторов Александрой Салониной, которая уже четыре года, в прямом смысле этого слова, реанимирует музейные экспонаты из керамики, стекла и фарфора. В будущем девушка хочет освоить ещё и реставрацию кости, которая требует особых условий - нужно соблюдать температурно-влажный режим и защищать хрупкое изделие от пыли.
Одна из самых сложных работ мастера - маленькая фарфоровая чашка 19 века. Этот предмет сам по себе уникальный: ручная роспись и хорошее качество позолоты. Прошло уже два века, а она выглядит как новая. Конечно, не без участия Александры. Девушке пришлось собирать разбитую чашку из 35 кусочков.
«За сто лет с вещью может очень много чего произойти. Часто бывает, что к реставраторам экспонаты поступают разбитыми. У меня как раз был такой случай. Причём сложность реставрации чашки заключалась в том, что её фрагменты нельзя восстанавливать одновременно. Из-за того, что это очень тонкий фарфор, мне приходилось клеить не более двух кусочков, а потом ждать сутки, когда высохнет клей», - рассказала реставратор.
На вопрос, почему девушка выбрала эту сложную, но интересную профессию, Александра ответила, что любовь к реставрации у неё с детства: когда у игрушки стирался носик или глазик, девочка любыми способами пыталась их восстановить.
К сожалению, сейчас музеи испытывают дефицит реставраторов. Всё дело в том, что не в каждом городе могут обучать специалистов. Например, Александра ездила на обучение в Москву.
Кстати
Все восстановленные произведения искусства представлены в главном здании Иркутского художественного музея на улице Ленина, 5. Выставка будет работать до 26 апреля.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть