В Иркутской области проживает 14 730 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 10 963 – совершеннолетние выпускники спецучредждений. Что ждёт ребят в большом мире, и как они адаптируются к взрослой жизни?
Квартиры как не было, так и нет
Чаще всего у детей-сирот возникает проблема с получением жилья, положенного им по закону. Житель Байкальска Владислав Масленников стоит в очереди за заветными квадратными метрами пять лет, однако ничего не меняется – квартиры как не было, так и нет.
«Я рано потерял родителей, нас тогда в семье было трое детей. Нам досталась крохотная квартира – мне полагался в ней непригодный для жизни угол. Квартиру продали, когда мне было 18 лет, моя доля составила 70 тыс. рублей, – рассказывает молодой человек. – Я сразу встал в очередь на квартиру и вот уже пять лет мне её не дают. Везде обращался, писал в разные инстанции, даже на прямую линию президента, но толку нет. Мне отвечают: «Ожидайте, всему своё время»».
Дважды Владиславу всё-таки предлагали жильё, но – плохого качества, да ещё в глухой деревне за 200 км от Байкальска (в городе он воспитывался в детском доме и живёт сейчас). Оба раза от сомнительных предложений отказался.
В этом году с заявлением о предоставлении жилья в опеку обратились 10 215 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако обеспечить жильём в 2023-м планируют лишь 1143 человека. В прошлом году ключи от квартир получили 412 человек и ещё 453 стали обладателями социальных выплат на приобретение жилья по сертификату.
С 2020 года дети-сироты могут получать сертификаты на жильё вместо готовой квартиры. Но надо сказать, что суммы сертификата на нормальную квартиру не хватает – расчёт квадратного метра у властей выходит ниже рыночной стоимости. Максимум, что можно приобрести на эти деньги – малосемейку в какой-нибудь глуши.
Бездумно тратила деньги
«Проблема с жильём была и у моего супруга, мы выпускники социально-реабилитационного центра, – рассказывает усольчанка Наталья Соколова. – Он не мог получить квартиру от государства, потому что не имел постоянной прописки. Как бы бредово это не звучало, но ситуация абсолютно реальная: пришлось искать помощи у нашего бывшего воспитателя из центра. Она прописала Сашу у себя, и он смог получить полагающуюся ему квартиру».
Это не единственный казус. По словам Натальи, воспитатели социально-реабилитационных центров и детдомов часто прописывают у себя выпускников, чтобы помочь им в получении жилья.
«Вообще, проблем у ребят много, – говорит девушка. – Я, например, попалась на юридической неграмотности. Мне в центре занятости не стали назначать соцвыплаты: сказали, что я из училища распределена по договору, а на самом деле никакого распределения не было. Обращалась за помощью в отделение постинтернатного сопровождения, чтобы помогли составить жалобу в прокуратуру. В итоге после вмешательства прокурора мне выплатили положенные деньги».
«У меня была проблема – отсутствовала какая-либо финансовая грамотность, – рассказывает выпускница детского дома Татьяна С. – Деньги незаработанные, но большие: на моём счету накопилось более миллиона рублей. Тратила на всё. Не могла остановиться. Потом постепенно научилась обращаться с деньгами. Ещё одна проблема – общение. Была агрессия, болезненная реакция на людей. Это тоже прошло со временем».
У Татьяны, как и у абсолютно всех детей-сирот, была проблема с жильём. Сразу квартиру не дали, а чтобы отстоять свои права – не хватало знаний. Подать в суд на чиновников Татьяне помогли бывшие педагоги, долго ждала заветное жильё, но своего добилась.
«Если подытожить, то все проблемы у нас – выпускников центров и детских домов – одинаковые, – говорит Татьяна. – Мы не умеем обращаться с деньгами, которые получаем после выпуска, боимся постоять за себя, но при этом нам приходится бороться с государством за положенное нам жильё. Ещё мы учимся жить самостоятельно и находиться в социуме. Да, нас готовят в центре к тому, что нам придётся за всё самим платить, ходить по различным ведомствам и жить в обществе, но без практики это мало чем помогает. Одно скажу точно: все проблемы решаемые».
Тренировочная и кризисная квартиры
«Ребята выходят из центра неприспособленными к жизни, – подтверждает воспитатель социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Усольского района Анжелика Хананова. – Они не знают своих прав, «не подкованы» юридически. Когда дети живут у нас в центре, мы их оберегаем и им кажется, что так будет и дальше, и проблем нет. А когда выпускаются, сталкиваются с объективными трудностями: всё дорого, и работать негде, и квартиру получить непросто, и по инстанциям надо в очередях стоять, и быт самому вести».
О быте, кстати, в усольском социально-реабилитационном центре позаботились. Недавно там появилась тренировочная квартира.
«В ней всё оборудовано для того, чтобы ребята учились самостоятельности, – рассказывает Анжелика Юсуповна. – Программа рассчитана на несколько этапов. На первом – подросток живёт один, сам готовит, стирает, убирает, ходит в магазин за продуктами и вещами – полное погружение во взрослую жизнь. Затем через какое-то время снова заселяется – на этот раз живёт в квартире с родными братьями или сёстрами, учится заботиться о других и укрепляет родственные отношения».
К ребятам в этой квартире обязательно прикреплён куратор. Он помогает в те моменты, когда они не справляются.
Выпускникам центра тоже помогают. В 2017 году в Усолье открыли единственное пока в Иркутской области постинтернатное отделение. Это учреждение, куда ребята из социальных центров и детских домов могут обратиться за помощью.
«Сейчас за год у нас обучается по 60 молодых людей, – рассказывает заведующая отделением постинтернатного сопровождения Анастасия Гордеева. – В основном к нам идут те, у кого проблемы с получением жилья, а также социально неадаптированные и юридически неграмотные молодые люди. Они не знают, порой, элементарных вещей: как записаться к врачу, как пользоваться Госуслугами, устроиться на работу или отстоять свои права. Всего боятся».
В отделении есть несколько направлений обучения. Например, «Шире круг», где педагоги устраивают разные мероприятия: походы в музеи, мастер-классы, экскурсии, прогулки. Есть своя кризисная квартира, где могут жить выпускники, у которых появляются проблемы с жильём.
«Мы помогаем ребятам устроиться на работу, снять жильё или оформить положенное государством, – объясняет Анастасия Ивановна. – Обучаем и ведению домашнего хозяйства. Учим подопечных шить, вязать, готовить, прибираться в доме. Помогаем молодым родителям».
Комментарий
Оксана Билык, начальник межрайонного управления №1 Минсоцразвития области:
– Помимо воспитания в учреждениях, наши дети также воспитываются в замещающих семьях. Много внимания в работе органов опеки уделяется подготовке ребят, проживающих в таких семьях, к самостоятельной жизни. В принципе передавая детей в семьи, мы надеемся, что ребята получат положительный опыт жизни в семье, а он – бесценный. Каждая семья уникальна – это свой быт, традиции, отношения между членами семьи. У них появляются бабушки и дедушки, братья и сестра. То, чего не даёт учреждение. И это хорошо, потому что любить никто не научит – ни через занятия, ни через мероприятия.
Мы со своей стороны, не просто контролируем, как ребята живут в замещающих семьях, но и помогаем, и направляем родителей. У нас очень много хороших семей, где ребята правильно сделали профессиональный выбор, работают, создали уже свои семьи, но при этом остались рядышком с приёмными родителями.
Мнение эксперта
Дмитрий Лукьянченко, наставник социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних:
– Работаю с детьми больше десяти лет, и вижу, насколько важно для ребят иметь наставника – старшего товарища или даже можно сказать друга. Всегда стараюсь быть таким другом для них. Ну, и воспитываю их, конечно же, – прививаю честность, порядочность, доброту. Дети чаще всего приходят к нам не из лучших социальных условий, не всегда понимают, что проблемы можно решить мирно.
Мы встречаемся с выпускниками центра, созваниваемся, приезжаем друг другу в гости. Я для них и отец, и брат, и друг. Ребята доверяют даже сокровенные вещи – парни могут рассказать о первых отношениях.
Наставничество – это совместная с ребёнком работа. Где-то нужно с ним поговорить, где-то найти общее дело. Для меня эти дети как родные. Слежу, чтобы они шли по верному пути, показываю многое на своём примере. Ну, и приглядываю за ними даже после выпуска.
Думаю, что наставничество необходимо для ребят. У них ведь, когда они попадают в детский дом, начинается паника. Они приходят в разном возрасте из разных семей – иногда дети живут с родителями, с которыми в один момент что-то случается. И вот эти маленькие одинокие люди попадают к нам. Им просто необходим тот, кто заменит родителей.