Примерное время чтения: 7 минут
193

В Забайкалье газоны реконструируют под стоянки

Фото: http://www.russianlook.com

О том, что можно предпринять в сложившейся ситуации и о современных проблемах градостроительства в целом, в беседе корреспондента «АиФ-Забайкалье» с Алексеем Шегера, заслуженным работником архитектуры и градостроительства Читинской области.

Стоянка вместо газона

«АиФ-Забайкалье»: - Алексей Иович, в своё время вы принимали участие в разработке и реализации генеральных планов Читы. Учитывался ли тогда тот факт, что количество транспорта в городе со временем будет расти?

Алексей ШЕГЕРА. Фото: Артёма СТРОМИЛОВА

 

Алексей ШЕГЕРА: - Разрабатывая генеральные планы, мы с коллегами опирались на те документы, которые существовали ранее. В частности, на генплан Читы, который был создан и принят ещё при основании самого города. По задумке авторов проекта тех лет, улицы делались только широкими, способствующими свободному движению. Об этом писал ещё известный декабрист Завалишин. Ширина улиц, рассчитанных, кстати, в то время на гужевой транспорт, позволяла хорошо конфигурировать город из трёх, четырёх и пятиэтажных застроек. А высотные здания тогда собирались строить в специальных активных точках, доминантах пространств. А что мы видим сейчас? Идёт ковровая многоэтажная застройка. Чита теряет своеобразие, как город панорамный. Неизбежно сокращается пространство, места становится всё меньше. Происходит, как я называю, планировочная объёмная чепуха.

Разрабатывая генеральный план города в 64-65 году, мы, конечно же, предусматривали стоянки для автомобильного транспорта. Но его тогда было совсем немного. Стоит отметить, что во всех городах мира существует правило - если вы строите офис или большой дом, обязательно должны быть пре¬дусмотрены места для парковки. Мы об этом знали и следовали правилам. И сегодня данное правило должно быть обязательным, место под стоянки необходимо выделять заранее, ещё до строительства нового здания. Кстати, я в своё время ввёл в Чите газоны, которые редко встречаются в больших городах. Это не столько украшение, сколько своего рода резерв, который можно использовать в будущем под стоянки автотранспорта.

«АиФ-Забайкалье»: - То есть вы предлагаете реконструировать газоны под стоянки?

А.Ш.: - Да, это будет одно из самых действенных решений проблемы нехватки парковок в городе. Повторюсь, наши улицы предусматривают этот резерв из зелёных насаждений. Я не говорю о тотальном уничтожении зелени. Каждый предприниматель может подойти к этому вопросу творчески. Придать парковке около своей торговой точки неповторимый вид, который будет отличать её от других, установить оригинальные лавочки, при этом используя окружающие растения и ландшафт. Это можно даже считать рекламным ходом.

Немногие знают, что при разработке газонов мы предусматривали и так называемый курдонер, который был в каждом квартале. Такой квадрат из растений в середине квартала, который тоже был резервом. Но сегодня эти участки продали и разместили там чёрт знает что - чего там быть не должно никогда.

С оглядкой на власть

«АиФ-Забайкалье»: - Но самим жителям города не под силу переделывать газоны под стоянки, почему этим не займутся читинские власти?

А.Ш.: - Безусловно, чиновники понимают, что отсутствие стоянок сильно сокращает комфортность проживания в центре, и поэтому парковки сегодня всё-таки проектируются. Правда, только в тех местах, где разрешают экологи. Хотя, насколько мне известно, у этих самых экологов нет ни одного норматива, который определял бы, что на той или иной улице в определённом месте должен быть тополь, а здесь газон. И пока тянется эта волокита, автолюбители ставят свои машины прямо на газонах, потому что больше негде. Некоторые работники офисов ставят машины во дворах зданий, в которых работают. Но это не разрешено. Если в офисе есть сотрудники с автомобилями, а это аксиома, то извольте делать официальную стоянку. Или под зданием, или рядом.

Считаю, что вся проблема заключается в деятельности городских властей. Хотя они и призывают, мол, вы, люди, живёте в этом городе - вместе делайте всё сами. Но генерировать эти вещи кто-то же должен. К сожалению, сегодня многие профессиональные вопросы, касающиеся архитектуры, решает отнюдь не архитектор - он не функционер, как это было в моё время. Я сам подписывал документы и ни от кого не зависел. Сегодня архитектор готовит решения для вышестоящего начальства, а как начальство примет это решение - никто не знает.

«АиФ-Забайкалье»: - То есть во времена, когда вы занимались созданием архитектурного облика города, вы могли поступать так, как велит вам ваша профессия, а не чиновник сверху, который по сути в этом не разбирается?

А.Ш.: - В том-то и дело. Архитектура - это как литература, как история. «Архитектура - величайший воспитатель человечества», - говорил Ле Корбюзье. Городу как никогда нужна профессиональная работа архитекторов. А они сегодня стали, как торговые работники. Просто их поставили в такие условия.Есть вопросы чисто профессиональные, чисто архитектурные, которые сегодня почему-то решает власть и за это отвечает. Правда, не знаю каким образом и за что? Как было у нас - вот твоя подпись, держи ответ. Сегодня такой профессиональной подписи нет. Отвечает администрация, а в чьём лице? Причём отвечает на основании законодательства, которое всё из дырок состоит. Оно не защищает людей, зато чиновников - великолепно. Вопросы надо решать только силами специалистов, и не доводить этих специалстов до уровня исполнителей чьих-то идей, чьей-то воли и указаний. Чтобы не допускать в будущем таких ошибок, как, например, при возведении в Чите храма возле вокзала.

Храм в Октябрьском?

«АиФ-Забайкалье»: - Что вам не нравится в архитектуре кафедрального собора?

А.Ш.: - Понимаете, со зданием всё в порядке. И я ничего не имею против православной веры. Дело в том, что храм не должен там находиться. Это социально-нагруженный район, где не решено очень много проблем. Хотя бы с транспортной развязкой. И речь не только о расширении дорог. Чита - столица крупного автомобильного края, где нужда в транспорте существует всегда. Так вот здесь, на месте собора, по проекту одного из генпланов Читы, было задумано некое подземное пространство, где люди могли бы ожидать в тепле свой автобус. Или, приехав на поезде в город, могли бы переночевать, а утром уехать в аэропорт. Использование этого места таким образом решило бы многие проблемы. А храм мы хотели поставить на месте нынешнего микрорайона Октябрьский. Его бы смогла видеть вся Чита. Но что сделано, то сделано.

«АиФ-Забайкалье»: - Вернёмся к проблеме, с которой мы начали наш разговор. Вы уже предложили конкретные действия, как решить проблему отсутствия парковок. Есть ли ещё какие-то пути решения транспортных вопросов краевой столицы?

А.Ш.: - Решать дорожные проблемы будет проще, когда в Чите появится документ, который называется «транспортная схема города». Сейчас его нет, раньше был. Власти должны дать архитекторам самостоятельность и не ущемлять их профессиональное видение, взгляды. Каждый должен в полную силу заниматься своим делом. Мне, к счастью, в своё время это удалось.

Досье

Алексей ШЕГЕРА родился в 1936 году в Киеве. После окончания архитектурного факультета Киевского инженерно-строительного института работал руководителем проектно-сметной группы трес¬та «Читастрой». С 1962 по 97 гг. - главный архитектор Читинской области. Член правления Союза архитекторов СССР и РСФСР.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах