Примерное время чтения: 8 минут
259

Неоплаченные коммунальные услуги - примета нашего времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ в Восточной Сибири» 12/09/2012

Предприятия-поставщики коммунальных ресурсов обязаны подготовиться к запуску тепла и не оставить население без отопления, однако само население не задумывается, на какие средства эти подготовительные работы будут проводиться.

Граждане по привычке ждут горячих батарей, в то же время откладывая квитанции об оплате в долгий ящик. Почему собственники, а также некоторые предприятия и организации не считают нужным оплачивать потреблённые ресурсы? Как воспитать ответственное отношение к своим обязанностям у населения? Какие санкции необходимо применять к недисциплинированным управляющим компаниям? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола, состоявшегося в «АиФ в ВС».

Тепло будет в любом случае

Как отметила, открывая обсуждение, заместитель начальника Управления модернизации и стратегического развития ЖКХ министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Юлия МАТВЕЕВА, ситуация с оплатой жилищно-коммунальных услуг в регионе остаётся как всегда напряжённой.

- В преддверии отопительного сезона управляющие и ресурсоснабжающие организации, которые напрямую работают с населением, прилагают все усилия, для того чтобы максимально обеспечить погашение задолженности, которая сложилась у населения, - пояснила представитель ведомства. - В рамках деятельности министерства вместе с поставщиками энергетических ресурсов мы работаем по погашению долгов юридических лиц. Регулярно собирается рабочая группа по рассмотрению причин возникновения задолженности, предпринимаются меры по оказанию финансовой помощи теплоснабжающим организациям, которые не получили полное возмещение в своих тарифах расходов по электроэнергии, которая, как известно, подорожала. Поэтому за счёт средств областного бюджета им будет оказана помощь в размере 27 миллионов рублей.

Представители правительства отмечают, что даже в условиях повальных неплатежей население и объекты соцкультбыта не останутся без тепла и подготовка к зиме пройдёт в плановом режиме. Так, по данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, на подготовку к зиме было предусмотрено 4,5 млрд рублей.

- В связи с тем, что не в полном объёме погашается задолженность всеми категориями потребителей, сумма, которая затрачена на 1 сентября, составила практически 60% - 2,5 миллиарда рублей, - говорит Юлия Матвеева. - Это фактически равно долгу потребителей. Несмотря на это, объекты ЖКХ уже сейчас находятся в высокой степени готовности к отопительному сезону.

В областном центре также активно ведутся работы по подготовке инфраструктуры к запуску тепла. По словам начальника управления жилищного хозяйства и инженерных коммуникаций администрации Иркутска Константина БАШКОВА, в текущем году показатели готовности теплоисточников и сетей улучшились. Тем не менее, в адрес администрации областного центра поступают пожелания оперативнее устранять последствия раскопок, которые возникли в ходе ремонтных работ.

- Сейчас на выходе схема теплоснабжения Иркутска, и в перспективе за счёт проведённых мероприятий у нас есть запас прочности, - отметил Константин Башков. - Город работает над тем, чтобы улучшить условия проживания, заключён договор с ОАО «Газпром промгаз» по проектированию обеспечения города газом. Также в связи с тем, что мы попали в ряд федеральных программ, ожидаем значительных поступлений, ведь всем понятно, что без помощи федеральных структур будет сложно совершить революцию в отрасли ЖКХ.

Иркутяне должны больше всех

- Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым годом население с большим пониманием относится к оплате потреблённых ресурсов, и задолженность снижается, но остаётся достаточно высокой, - говорит Константин Башков. - Сейчас больше половины долга населения области - «заслуга» жителей Иркутска. В каждом округе проводится работа с гражданами: оформляются предупреждения, напоминания, вывешивается информация о должниках.

Только за 2011 год в судебные органы направлено более 11 тысяч заявлений на сумму в 200 миллионов рублей, вынесено 10 тысяч судебных решений на сумму 185 миллионов рублей. Сегодня нельзя сказать, что работа эффективна, но и ресурсоснабжающие организации отмечают, что лёд тронулся, по крайней мере «Водоканал» подписал протоколы с управляющими компаниями и ТСЖ с графиками финансирования, которые сегодня выполняются.

Подробнее об этом рассказала заместитель директора по сбыту МУП ПУ ВКХ г. Иркутска Ольга ДЬЯЧКОВА. По её словам, задолженность ТСЖ и ЖСК составляет 86% от общей суммы долга:

- Задолженность населения в последнее время выросла на 70 миллионов рублей. На мой взгляд, причина в том, что управляющие компании получают деньги от населения, но не переправляют ресурсникам. Это чаще всего происходит при переходе дома от одной УК к другой.

Много вопросов у ресурсоснабжающих организаций возникают также по новостройкам, которые ещё не приняты в эксплуатацию, но люди в них уже заселились и, разумеется, пользуются всеми услугами.

Коммунальщики в ситуации неплатежей за потреблённые ресурсы рассчитывают на помощь законодателя. Как пояснила Юлия Матвеева, в новых правилах предоставления коммунальных услуг сокращены сроки, после которых должнику можно ограничить подачу ресурсов - от трёх до шести месяцев. Кроме этого, предусмотрена возможность рассрочки платежа со взиманием процентов за пользование этими

ресурсами.

- Ещё одно нововведение предусматривает ежедневные перечисления платежей населения из управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям, - говорит Юлия Матвеева. - Также в конце месяца по каждому потребителю должны проводиться сверки платежей. Объём работы огромный, но это логичное продолжение действий по повышению собираемости платежей, как управляющими компаниями с населения, так и организациями-ресурсниками с УК.

Сознательность «хромает»

В целях повышения собираемости платежей с населения управляющие компании в свою очередь прибегают к помощи самих жильцов. Как рассказал генеральный директор ООО «Управляющая компания «Уютный дом» Сергей МИШАКОВ, главная ставка делается на домовые комитеты, которые во многих домах уже переросли в ТОСы.

- Эти общественники разбираются в законодательстве и могут грамотно спросить как со своих соседей, так и с нас, - говорит Сергей Мишаков. - Поэтому в нашей управляющей компании собираемость в среднем держится на уровне 82-90%. Как результат, за последние годы в 9,2 раза снизилась аварийность на домах, ведь мы профилактируем аварии, а не устраняем их.

К нерадивым и не принимающим доводы о необходимости оплачивать потреблённые ресурсы в этой УК применяют данные законом санкции. К примеру, Сергей Мишаков упомянул право ограничивать любую услугу в случае неоплаты другой.

- Но сначала за 30 дней мы предупреждаем об ограничении. Если собственник отказывается получать претензию, привлекаем соседей, составляем акт и это очень эффективно действует. По некоторым домам у меня собираемость долгов до 65%, - отметил директор УК. - Но в любом случае, по-моему, необходимо к этой проблеме подключать силы местных администраций. Я регулярно езжу по другим регионам и вижу, что там, где создаются резервные фонды или идёт целевое финансирование на реконструкцию и обновление систем отопления и систем электроснабжения домов, коммунальная инфраструктура работает бесперебойно, стимулируя УК и собственников на более оперативное улучшение состояния домов. Это работает в Барнауле, Тюмени и других городах, а чем мы хуже? Областная и городская администрации должны найти средства на эти цели.

Его коллега, генеральный директор «УК» Эрида» Татьяна СЕМЕНЕНКОВА, напротив, уверена, что начинать нужно с низов - менять отношение собственников к своим домам.

- Законодатель чётко прописал обязывающую норму для потребителя - уплатить, - говорит она. - Но осознание этого у собственников жилья ещё не созрело.

В итоге дискуссии все участники обсуждения пришли к выводу, что на данный момент законодательство всё же прогрессирует в сторону воспитания в гражданах страны собственников, стимулируя их в какой-то мере ужесточением санкций, но в то же время давая возможность дисциплинированным людям быть защищёнными от произвола управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

По данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, задолженность всех групп потребителей перед поставщиками тепловой и электрической энергии составляет 2,5 млрд рублей. Из них 700 млн рублей - долги населения, 333 млн - долг бюджетных организаций и полтора миллиона - долг юридических лиц. Тем не менее на начало сентября порядка 90% объектов жилищного фонда, 87% теплоисточников и 97% сетей готовы к новому отопительному сезону.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах