Примерное время чтения: 6 минут
351

Энергетика развития: простые решения сложных расчётов в основе качества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. «АиФ в Восточной Сибири» 25/12/2013
Сергей Бабкин. / Из личного архива

Характеризуя уровень экономического развития региона, этот показатель не исключает социального напряжения, под которым энергетикам приходится решать проблемы отрасли.

И здесь эффект измеряется качеством работы с населением таких крупных ресурсоснабжающих организаций, как «Иркутскэнергосбыт».

Потребитель должен знать

Потребление энергии в 2013 году в городах и районах Приангарья сохранилось практически на уровне прошлого года: отмечается небольшое снижение среди промышленных гигантов, однако упущенное навёрстывают малый и средний бизнес. Если раньше объёмы потребления электроэнергии населением увеличивались на 2-3 процента, то уже второй год подряд наблюдается пятипроцентный рост.

– Меня, как жителя области и руководителя энергосбытовой компании, это радует, – отмечает директор ООО «Иркутскэнергосбыт» Сергей Бабкин. – Взвешенная политика региональных властей по формированию тарифов позволяет Иркутской области сохранять ведущие позиции по энергопотреблению в стране.

 Фото: АиФ

В свою очередь в связи с серьёзными изменениями законодательства успех в работе ресурсоснабжающей организации не в последнюю очередь зависит от того, насколько взвешенно производственная и просветительская деятельность дополняют друг друга. Весь уходящий год был посвящён разъяснению новых правил и норм в сфере энергетики. С участием компании подготовлено несколько сотен публикаций в газетах и передач на телевидении, проведены десятки семинаров с представителями больших и малых предприятий, встречались даже с садоводами, объясняя законодательные новации.

Разбираться есть в чём. В этом году принципиально изменилась схема расчёта с потребителями свыше 670 кВт. Она настолько усложнилась, что порой главные энергетики промышленных предприятий не всегда понимают, какие тарифные группы лучше выбрать. Активная разъяснительная работа помогла избежать резкого повышения стоимости электроэнергии для крупных потребителей, как это произошло, например, в других субъектах Федерации. По сути это вклад в стабильность региональной экономики.

В 2013 году завершили установку общедомовых приборов учёта тепловой энергии, потратив на эти цели 350 млн. рублей. Такова цена исполнения закона об энергосбережении, который возложил на ресурсоснабжающие организации обязанность оснастить такими приборами многоквартирные дома, если сами собственники жилья в определённый срок это не сделают.

Баланс интересов

Рассчитаться за установку прибора учёта можно в течение пяти лет равными долями: ежемесячный платёж на одного жителя многоквартирного дома колеблется от 20 до 60 рублей. Эти суммы отображаются в квитанции за оплату коммунальных услуг. Нагрузка на семейный бюджет незначительная, зато более чем внушительная экономия, потому что люди начинают платить за реально потреблённую энергию, а не по фиксированным нормативам. Тот, кто познал преимущества первого варианта, никогда уже не вернётся ко второму.

Становится более прозрачным и механизм начисления платежей за общедомовые нужды, размер которых выступает своеобразным индикатором работы управляющих компаний. Арифметика несложная: разница между показаниями общедомового и всех индивидуальных приборов учёта в многоквартирном доме – это и есть расходы на общедомовые нужды. Чем больше такие расходы, тем больше коммунальщики, что называются, «отапливают небо». Другими словами – мало что делают для сокращения потерь той же тепловой энергии.

– Установка приборов учёта является серьёзным стимулом для повышения качества жилищно-коммунального обслуживания, – считает заместитель директора предприятия Матвей Куимов. – Это позволяет сбалансировать интересы ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний и потребителей. Мы видим, что нерациональное использование тепловой энергии приводит, в том числе, к необоснованному росту долгов в сфере ЖКХ. Теперь управляющие компании будут более ответственно подходить к вопросам энергосбережения.

В целом дебиторская задолженность перед Иркутской энергосбытовой компанией неизменно высока, только на сферу жилищно-коммунального хозяйства приходится 2 млрд рублей, население не доплатило за электроэнергию 600 млн рублей. К сожалению, и та и другая величина с каждым годом только растут.

Среди недобросовестных плательщиков числятся электрические котельные, их по области свыше 70. Отключение за неуплату невозможно даже теоретически – всё-таки живём в Сибири. При этом пользоваться услугами и не платить за них – не совсем правильно. Это понимают и в муниципалитетах - работа с администрациями территорий приносит хорошие результаты.

От адаптации – к стабильности

Сегодня тариф на электроэнергию в Иркутской области – один из самых низких в стране: 82 копейки для горожан. В соответствии с предельными лимитами федеральной службы по тарифам он увеличится на 2-3 копейки с 1 июля 2014 года. Тогда же по всей России будет введена социальная норма потребления электроэнергии – в Приангарье её размер утвердит Министерство энергетики и жилищной политики Иркутской области.

– По предварительной информации от Министерства, социальная норма составит не менее 100 киловатт-часов на одного человека в месяц, плюс добавят 50 киловатт для каждого, кто пользуется электроплитой, – объясняет заместитель директора по экономике и финансам Андрей Тупицын. – Для тех, у кого есть электроотопительные установки, законом определён лимит в 3 тысячи киловатт-часов в месяц, но, учитывая наши климатические особенности, Министерство намерено выйти с инициативой об увеличении этого показателя до 4 тысяч киловатт-часов. Мы ставим перед собой задачу помочь нашим абонентам оптимизировать энергопотребление и адаптироваться к социальной норме.

Тем самым, открывается новый фронт для просветительской работы. Потребители должны знать о своих возможностях. Особенно, если такие возможности будут способствовать развитию региона. С этой целью «Иркутскэнергосбыт» вместе с Иркутской электросетевой компанией подготовили перечень территорий со свободными энергетическими мощностями и разместили его на своих сайтах, а также направили в областное правительство и Законодательное собрание. Ведь первый вопрос, возникающий при реализации производственного проекта: где взять энергоносители?

– Мы также соберём информацию о наличии свободных земельных участков в энергоизбыточных зонах, – рассказывает Сергей Бабкин. – И предложим упрощённую схему присоединения для потребителей, не исключаю, что это упрощение будет иметь и экономическую составляющую. Сейчас изучаем законодательную базу, позволяющую нам в подобных случаях снижать тариф на присоединение. Так мы можем предложить своё решение задачи, поставленной губернатором, по экономическому развитию Иркутской области.

Новые подходы закладывают и в совершенствование клиентских сервисов. Уже давно не обязательно каждый месяц ходить в офис компании, чтобы платить за предоставленные услуги. Прийти, конечно, надо, но достаточно это сделать один раз – для заключения договора. Передать показания приборов учёта и рассчитаться за энергопотребление можно не выходя из дома – посетив сайт www.sbyt.irkutskenergo.ru, там же работает виртуальная приёмная, где всегда готовы обменять ваши вопросы на квалифицированные ответы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах