Реформа об обращении с твёрдыми коммунальными отходами, которая начала действовать 1 января 2019-го, скоро отметит первую годовщину. За это время, пока действует новое законодательство, Иркутская область столкнулась с проблемами, которые связаны и с непосредственным вывозом мусора, и с оплатой этой услуги.
Ушлые «управляшки»
По закону, с начала 2019 года жители оплачивают обращение с твёрдыми коммунальными отходами отдельно, а значит, управляющие компании должны были убрать эту услугу из платы за содержание жилого помещения, где она была до реформы. Но, как оказалось, некоторые «управляшки» не сделали этого сразу, а какие-то особенно ушлые продолжают брать с людей деньги за одну и ту же услугу дважды до сих пор!
Как рассказала начальник отдела по надзору за формированием платы за услуги ЖКХ Службы государственного жилищного надзора региона Ольга Потапова, к 1 октября в её ведомство поступило 388 жалоб жителей по «задвоению» платы за обращение с отходами. По этим обращениям Служба провела 196 проверок. Там, где факты подтвердились, выдала 144 предписания и возбудила 95 административных дел.
«Во время этой работы гражданам, которые оплатили услугу дважды, производили перерасчёты. По итогам проверок на лицевые счета жителей вернулось более 8,5 млн руб.», – рассказала Ольга Потапова.
Однако далеко не все управляющие компании выполнили предписания Жилнадзора, некоторые начали оспаривать их в судах, а эти процессы могут затягиваться на год, а то и на полтора. И всё это время жители вынуждены платить за вывоз отходов и региональному оператору (как и положено по закону), и «управляшке». Таких компаний, которые никак не хотят расставаться с деньгами жильцов, кстати, три и все они работают в Ангарске.
«На наши предписания в судебных процессах наложены обеспечительные меры, а значит, мы не можем предпринимать никаких действий, просто ждём, когда суды вынесут решения», – подытожила Ольга Потапова.
Где нашли свалки?
Сложности были не только с деньгами, но и самими отходами. На их «невывоз» жители жаловались за 9 месяцев 2019-го 170 раз, притом контейнеры переполнялись мусором и на юге области, и на севере. А в Приангарье, напомним, работают два региональных оператора и каждый отвечает за свою зону.
Начальник центрального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Жилнадзора Татьяна Щербакова говорит, что регоператора по зоне «Юг», хоть на него и жаловались, поймать ни разу не удалось. Когда проверка приезжала на место, якобы заваленное мусором, оно уже было чистым.
«Основанием для перерасчёта может быть акт, в котором зафиксировано, что услуга не оказана в срок. Но, как правило, такие акты вместе с заявлением граждан не предоставлялись», – отмечает Татьяна Щербакова.
Она говорит, что для составления этого акта жителю, который считает, что услугу по вывозу мусора ему оказывают некачественно, стоит обратиться в управляющую компанию. К акту можно приложить и фотографии.
А вот регоператора по зоне «Север» ловили на переполненных контейнерах несколько раз.
«В первом квартале 2019-го нарушения мы зафиксировали в Усть-Илимске, тогда оператора привлекли к административной ответственности, сейчас жалоб оттуда нет. Зато идут обращения из Вихоревки и Железногорска-Илимского. Две недели назад мы проводили выездные проверки в этих городах и зафиксировали, что контейнеры для ТКО действительно переполнены. Регоператору выданы предписания. Кроме того, выяснилось, что в этих городах есть ещё и несанкционированные свалки. Информацию об этом мы направили в органы местного самоуправления», – рассказала начальник терротдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Жилнадзора Анастасия Киселёва.