Семейный тандем возглавляет крупное дорожное предприятие, образованное ещё при строительстве Байкало-Амурской магистрали - «ЗБСМ МК-162». За плечами специалистов мехколонны - сотни километров важнейших дорог по всей восточной России. До сих пор там работает 33 человека, когда-то приехавших на стройку века со всего Советского Союза.
Посреди тайги
Бетонщик и лесоруб, радист и механик, Камиль Курбайлов вспоминает, что попасть на БАМ было не так просто. В первый дагестанский молодёжный отряд брали только парней и девушек со строительными специальностями и… трудовыми мозолями: каждого на полном серьёзе просили показать ладони. У выпускника финансового техникума не было шансов, но он не растерялся и устроился бетонщиком, а, проработав 20 дней, был принят в отряд.
Камиль Курбайлов |
- Нас провожало телевидение, на вокзале играл оркестр… но даже тогда я ещё не до конца понимал, куда еду. Просто я был молод и хотел что-то сделать для страны, - говорит бамовец. В числе первых сорока парней и девушек он приехал на станцию Коршуниха (Железногорск-Илимский) в августе 1975-го. Сибирь с первого взгляда понравилась молодому строителю: красота, тайга, просторы. Только потом он узнал, что такое настоящие сибирские морозы: столбик термометра опускался до минус пятидесяти. До декабря бамовцы жили в палатках, в каждой - по двадцать человек, у входа - печка-буржуйка.
- Пока одни поджаривались, другие начинали замерзать, - смеётся строитель легендарной магистрали.
Звёздный, Магистральный, Ния, Улькан… Все эти северные посёлки строились на глазах молодого бетонщика Курбайлова. Людей вертолётами забрасывали в глухую, непролазную тайгу. Сначала там появлялись вагончики, затем - палаточные городки, потом вырастали общежития. И пока росли посёлки, механизированные колонны пробивали к ним «дорогу жизни».
БАМовское «воинство»
Башкиры и грузины, украинцы и азербайджанцы, дагестанцы и татары… В посёлке Кунерма, где довелось работать Камилю Магомедовичу, плечом к плечу трудились люди семидесяти с лишним национальностей. При этом на два посёлка - Кунерму и Улькан - приходился один-единственный участковый милиционер: наводить порядок необходимости не было. Молодые люди вместе прокладывали магистраль, вместе строили общежития, вместе слушали радиосводки из «большого мира» и как празднику радовались приходу каждого поезда. По традиции устраивали на Новый год свой, «бамовский» «Голубой огонёк». В то время каждый понимал, насколько эта дорога важна для страны. Поддержать комсомольцев на стройку приезжали космонавт Алексей Леонов и певец Дин Рид. И день 27 октября 1984-го, когда было уложено «Золотое звено» БАМа, стал для строителей настоящим праздником.
Сегодня лучшие традиции старшего поколения сохраняет и продолжает генеральный директор мехколонны Заур Курбайлов:
- Мы стараемся набирать как можно больше молодёжи, чтобы новые кадры успевали учиться у строителей БАМа. Это уникальные специалисты, к которым можно обратиться с любым вопросом, и нам обязательно нужно сохранять и перенимать их опыт.
Новая жизнь
Тем более, колоссальный проект прошлого века обретает новую жизнь: начато строительство второй линии БАМа. Серьёзно и основательно такое решение федеральные власти приняли два года назад.
Зураб Курбайлов |
- Это стратегическая задача. Сейчас на Дальний Восток ведут лишь две железнодорожные линии - БАМ и Транссибирская магистраль, причём обе серьёзно перегружены. Кроме того, район БАМа очень богат на полезные ископаемые, и давно пора начать их добычу. Но чтобы осваивать эти территории, нужно организовать их транспортную доступность, - объясняет Заур Курбайлов.
Прошлой осенью Мехколонна-162 снова заработала там, где 40 лет назад гудела тайга и кипела молодёжная стройка. Дорожники привели в порядок отрезок Чудничный-Звёздный. Полотно для железнодорожных путей, отсыпанное ещё первостроителями (изначально предполагалось, что дорога будет иметь две ветки) местами просело, где-то его размыло дождями и разрушило и ветром. Сейчас строители готовятся начать реконструкцию следующего участка, уже до Северобайкальска.
- Многие надеялись, что сразу после Олимпиады в Сочи начнётся бурное строительство второй ветки магистрали, но этого не последовало. Быть может, это случилось из-за событий на Украине и присоединения Крыма - как знать? - рассуждает гендиректор мехколонны. - Но я уверен, что скоро настанет её час, ведь для экономики страны БАМ - стратегическая дорога.
Не только по воздуху
А пока рожденная БАМом Мехколонна-162 продолжает делать разные уголки Сибири доступными для людей. Благодаря работникам колонны (специалисты выполняют земляные работы) были построены дороги к объектам Коршуновского горно-обогатительного комбината в посёлок Рудногорск, Амуро-Якутская магистраль на участке Беркакит-Томмот-Якутск, подъездной железнодорожный путь к месторождениям Чинейских руд - Чара-Чина и многие, многие другие. И сегодня специалистам приходится работать и в глухой тайге, и в высокогорье, в тяжёлых климатических условиях - как-никак, Сибирь! Масштабную работу, которую ведёт предприятие, сибиряки могут увидеть на федеральной трассе М-55 в районе посёлка Култук: многим водителям знаком этот непростой «серпантин». А уже в скором времени наши земляки примут участие в строительстве 400-километровой железнодорожной линии Кызыл-Курагино, которая должна связать республику Тува с Красноярским краем. Ожидается, что эта дорога решит транспортные проблемы жителей Тувы и поможет начать масштабное освоение месторождений полезных ископаемых. В своё время реализация проекта была отсрочена из-за кризиса, а сейчас замершая стройка обретает вторую жизнь.
Даже спустя 40 лет после строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали на карте Сибири и Дальнего Востока всё ещё остаются белые пятна, а жители отдалённых территорий могут добраться до «большого мира» только по воздуху. А значит, ещё есть место и для больших строек, и для новых дорог.