«Мне интересно жить!»

   
   

Одни знают Владимира Зоткина как знаменитого земляка-композитора - представителя одной из самых загадочных профессий, автора неофициального гимна Иркутска и целого цикла песен о нашем городе. Другие - как педагога и музыковеда, у которого, кстати, учился наш земляк-пианист Денис Мацуев. Третьи - как начальника, не похожего на начальника - человека из министерства культуры, к которому не страшно обратиться за помощью.

Оперная прима Людмила Магомедова из Берлинской оперы ласково называла невысокого очень доброго иркутского композитора «маленький великий наш Зоткин». В канун своего дня рождения Владимир Георгиевич побывал в гостях у «АиФ в ВС».

Отец нашего гостя, Георгий Зоткин, - в числе первостроителей Шелехова, его именем названа одна из улиц этого города. Сегодня скорее знают сына-композитора.

«АиФ в ВС»: - Владимир Георгиевич, легко ли быть сыном известного человека?

Владимир Зоткин: - Знаете, отец работал с утра до ночи, и я как-то не ощущал, что он - знаменитость. Сначала он был начальником строительства Новокузнецкого металлургического комбината, а в 1953-м, когда начиналось строительство Шелеховского алюминиевого завода, мы перебрались в Иркутск. Снимали семьёй рубленый дом, и вместе с нами там жил водитель: отца в любое время суток могли вызвать на работу. Для меня отец, в первую очередь, был самозабвенно работающим человеком и «ходячей энциклопедией».

Композитор, который считает себя иркутянином, родился в Кемеровской области. Именно там состоялось первое знакомство с музыкой:

   
   

- Помню, наш новокузнецкий сосед, мальчишка постарше меня, учился играть на баяне. И самым большим наслаждением для меня было спрятаться в кусты малины и слушать, как он играет, - вспоминает Владимир Георгиевич. - А когда мы собирались уезжать из Новокузнецка, родители устроили проводины, где играли на фисгармонии (духовой клавишный музыкальный инструмент - ред.). Знаете, ужасно хотелось нажать хотя бы на пару клавиш, но я боялся даже подойти без разрешения. В итоге решился спросить, и мне позволили поиграть. Это был первый музыкальный инструмент, к которому я прикоснулся. Я тронул клавиши… и заиграл. До сих пор не знаю, как это получилось. Я не отходил от инструмента, и к концу вечера на слух подобрал все известные песни. Тогда мне было семь лет.

Наш герой долго не считал музыку делом всей жизни и вполне искренне собирался стать инженером-строителем, как отец и старший брат. Сначала поступил на строительный факультет «политеха», потом - на юрфак госуниверситета, а через два года оставил оба вуза… чтобы стать студентом музыкального училища. «В те времена это было дикостью, но я не пожалел», - говорит он.

Музыка приходит неожиданно

- Мой старший брат Анатолий серьёзно занимался шахматами и даже входил в юношескую сборную РСФСР, - рассказывает Владимир Георгиевич. - Когда мне было лет 15, мы гуляли по улице Карла Маркса с братом и его другом Колей Пановым - тоже шахматистом, чемпионом области. Между ними происходил примерно такой диалог:

- Конь - В8!

- Слон - Е5!

Они играли в шахматы в уме, на воображаемой доске. Я подумал тогда: а почему бы не сочинять музыку в голове?

Сегодня, говорит композитор, в его голове может роиться множество мелодий. Музыка, по его словам, не повторяет текст, а дарит ему какой-то новый смысл.

- Музыка может прийти ко мне неожиданно, - рассуждает наш собеседник. - К примеру, Шуберт спал, надев на лоб очки - так, чтобы, проснувшись, записать услышанную во сне мелодию. Я так не делаю, не стараюсь переломить себя и творить во что бы то ни стало. Многие композиторы, возможно, будут даже ругать меня, но я чаще пишу, когда есть вдохновение.

«АиФ в ВС»: - Владимир Георгиевич, Ваша профессия считается одной из самых иррациональных. А можно научить быть композитором?

В.З.: - Научить быть Бетховеном или Моцартом невозможно, но правильно сказал кто-то из великих: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Чтобы человек стал хорошим композитором, можно дать ему базу и частичку своей души. К сожалению, в нашем городе до сих пор нет композиторского отделения.

Владимир Зоткин был дружен с известными иркутянами - губернатором Юрием Ножиковым и поэтом Марком Сергеевым. Взаимопонимание с Марком Давидовичем доходило до такой степени, что творческий тандем мог работать по телефону:

- Однажды мне рассказали историю двух людей, которые повстречались где-то и полюбили друг друга, поняли, что друг без друга не могут. А у каждого уже есть семья, и обоим уже нужно уезжать. И оба - очень порядочные люди и понимают, что семьи не бросят. И что делать в такой ситуации? У меня не было подобных историй: я всю жизнь очень трепетно люблю свою жену Ларису, но рассказанное меня всколыхнуло: как же быть? Я позвонил Марку Сергееву и рассказал ему эту историю. Через некоторое время - звонок - и Марк читает мне стихи: «Не зови меня день, Не зови меня год, позабудь при удаче любой, Но почувствуешь вдруг в час беды, в час невзгод, что незваный я рядом с тобой…». Музыка родилась сразу. Повесив трубку, я подошёл к пианино и сыграл мелодию. Так появилась песня «Незваный».

Филармония - дело добровольное

В сложные девяностые Владимир Зоткин был директором областной филармонии. Наш гость говорит, что тогда он заметил: в тяжёлые времена народ ищет поддержку в музыке. Чтобы сделать иркутянам подарок, композитор совершил то, что до сих пор кажется невероятным. Наш герой организовал в Иркутске постановку «Аиды» Верди с участием лучших оперных певцов даже не России - мира. На сцене областной филармонии удалось собрать солистов Большого театра, Миланского театра Ла Скала, Берлинской оперы - тех, кого считали буквально богами оперы.

- Не буду рассказывать, каких трудов это стоило, - улыбается Владимир Георгиевич. Это после «Аиды» за неистовую волю к победе певица Людмила Магомедова окрестила его «Иркутским метеоритом».

«АиФ в ВС»: - Владимир Георгиевич, как вы относитесь к высказываниям, что ослабевает интерес к классиечской музыке?

В.З.: - Сейчас в зале филармонии я вижу очень много новых лиц, причём лиц молодых, происходит какая-то смена зрительских поколений. Ни в коем случае не буду говорить, что молодёжь нынче плохая и слушает только «попсу», потому что так не считаю. Залы неполные? Напротив! И не нужно загонять людей в филармонию - пусть приходят те, кому там действительно интересно.

«АиФ в ВС»: - А у вас нет ощущения, что вы родились не в своё время, что комфортней было бы, например, в 19 веке?

В.З.: - Знаете, скорее наоборот - мне хотелось бы родиться чуть попозже. На моих глазах мир необычайно поменялся: развивалось телевидение, радио, компьютеры, Интернет… Удивительно, но ведь когда-то я не надеялся, что увижу даже сотовый телефон! Всё происходящее для меня так интересно, что я хотел бы как можно дольше наблюдать, до каких высот это дойдёт.

Досье:

Владимир Георгиевич Зоткин родился 4 ноября 1945 года. Закончил Новосибирскую консерваторию (теоретико-композиторский факультет). Председатель Союза композиторов Иркутской области, лауреат губернаторской премии за цикл песен об Иркутске, лауреат всероссийских конкурсов, заслуженный работник культуры. Сейчас работает в областном министерстве культуры и архивов. 

Смотрите также: