Наша олимпийская сборная грозит поставить рекорд по числу «спортсменов-туристов».
«У нас в городе в своё время был лыжный интернат, - замечает Витольд Сивохов. - Сейчас не осталось даже лыжных школ. А между тем колоссальные средства уходят в песок. «Кросс нации», «Лыжня России» - мы гордимся, что на один день поставили на лыжи 15 тысяч человек... Неужели разовая акция нам нужнее, чем спортивная школа?»
Провал олимпийцев в Ванкувере, по словам нашего собеседника, был ожидаем:
- Признаться, я готовился к нему ещё в Турине - тогда повезло… То, что мы видим сейчас, - итог четырёхлетней спортивной деятельности, где все одинаково виноваты. Спортсмен на Олимпиаде выкладывается до последнего, но он же только верхушка. Если лыжник проигрывает 45 секунд, разве это только его вина? Раньше если качеством мы не брали, то удавалось взять количеством, массовостью. Врачи вели огромные базы данных на спортсменов-юниоров, «звёздочек» отслеживали…И не так велика была разница в технологиях. Теперь, когда условия абсолютно другие, всё вышло на поверхность.
Вы посмотрите, VIP-персоны заняли все горнолыжные школы ДЮСШ. У нас лыжники-ветераны, мастера спорта, на свои деньги строили горнолыжный спуск… Роликодром для детей на спортивной базе «Восход» построил бывший велосипедист, на открытие съехалось всё тогдашнее руководство (июль 2003. - Ред.). А когда этот человек умер, роликодром превратили в автопарковку.
Лечимся сами - горим на допинге
- Мы теряем людей в спорте, - говорит Витольд Сивохов.- Все идут на фитнес, прыгают, пашут… когда спрашиваешь, зачем они это делают, отвечают: для здоровья. Какое, извините, может быть здоровье, если не проходить никаких медицинских исследований, «ворочать железо», не зная, какая нагрузка организму поможет, а какая - навредит?
В конце концов, плевать на медали! Нам нужна здоровая нация. Но вырастить её мы не можем. Я в качестве эксперимента сравнил 40 ребятишек: 20 из общеобразовательной школы, 20 из спортивной - 10 гимнасток и 10 хоккеистов. Сравнил и ужаснулся: это абсолютно разные дети! В моей базе данных есть все иркутские спортсмены с 1999 года. Даже среди них динамика пугает: лучшая из нынешних конькобежек отстаёт от Оксаны Равиловой в полтора раза! У нас спортсмен - уже не атлет…
Все наши победы держались на профессионализме людей, которые сейчас уже уходят. Врачи, тренеры… что сейчас можно предложить молодому спортивному врачу? У нас и готовить-то таких медиков перестали. Молодёжь лучше пойдёт в стоматологию за живыми деньгами, чем останется в спорте работать «за борщ». Начинают заниматься медициной сами спортсмены, тренеры, друзья. А потом удивляются, почему это русские горят на допинге.
Родные стены не помогут
«Сочи-2014» - по мнению эксперта, уже потерянная Олимпиада:
- Так быстро мы никого не догоним. Я не сомневаюсь, что за это время построят объекты, будет инфраструктура… Но лыжника за четыре года кататься не научишь, систему не переделаешь. А у нас она такая, что футболист третьей лиги, непрофессионал даже, получает больше, чем чемпион страны, - и это во многих видах спорта. В Иркутске были талантливые конькобежцы, которые ещё выстрелили бы. В прошлом году ушла из спорта Анна Слоева. Бросила на уровне мастера спорта международного класса! Другой МСМК, чемпион России Олег Косыгин, не катается уже два года. У нас не было денег, чтобы сохранить этих спортсменов для Иркутска и для Сочи. Теперь поздно.
Можно отпустить спорт высших достижений и оставить его для Москвы. Но мы даже не выполняем задач периферии, не готовим базу. Ольга Буянова единственная тренирует наших гимнасток по системе, которую почти все забыли. Поэтому у нас есть Даша Дмитриева, вторая в мире. А будь у гимнасток ещё и условия, у нас было бы четыре таких, как Даша.
Мы хотим сделать турнир памяти Оксаны Костиной этапом Кубка мира по художественной гимнастике, а там нужны три гимнастических ковра. Их у нас всего два в городе. И пока на одном идут соревнования, на другом, под трибунами, тренируются. Любой медик придёт в ужас, увидев такое: они же поубивают друг друга в этом закутке!
Параолимпийцев у нас нет?
Через две недели после закрытия Олимпиады в Ванкувере стартуют Параолимпийские игры. Ни одного представителя Иркутской области, говорит Витольд Сивохов, на них не будет:
- На Параолимпиаде в Пекине я видел легкоатлетку из Канады, удивительно красивую женщину. У неё нет ног. Она тогда сияла только что после победы. Следом за ней буксировали две инвалидные коляски. Я спросил, почему не ездят на игры наши спортсмены-колясочники, мне вместо ответа огласили цену этих колясок - по полтора «Мерседеса».
Ольга Буянова, после того как поработала в Италии, рассказывала: там в бассейне, где тренируется олимпийская сборная, могут плавать все люди. И те, у которых нет рук, нет ног, олимпийцы и параолимпийцы в одинаковых условиях тренируются. Это никого не удивляет в Европе. В мировой практике был единственный случай, когда хозяева Олимпиады не принимали Параолимпийские игры - в Москве. У нас же инвалидов нет. Вот и всё отношение.
Быть может, на что-то можно будет надеяться на летней Олимпиаде. У нас есть островок спортивной медицины на базе ИрГТУ, есть дорожка пекинского уровня. Легкоатлетам чуть проще обеспечить условия, на летние игры у нас всегда больше спортсменов. Но зимние виды спорта уже не наши…
Досье:
Витольд Леонардович Сивохов родился 23 октября 1944, закончил Иркутский медицинский институт, имеет международные сертификаты врача по спортивной медицине. Награждён тремя грамотами губернаторов Иркутской области, имеет звание «Лучший спортивный врач Приангарья», «Отличник физической культуры и спорта». Соавтор диагностической программы «Omegawave Sport». Врач школы высшего спортивного мастерства Иркутской области, врач-консультант Центра медико-биологических проблем ИрГТУ.
Смотрите также:
- Паралимпиец в России совершает подвиг, до которого нашему обществу только предстоит дорасти →
- Шесть иркутян в олимпийском Ванкувере. Чего ждать от наших земляков? →
- Тренер Виктор Соколов: Я учил сыновей быть первыми →