Евгений Касьянов: «Регион - социально-экономическое кладбище»

Фото: из архива Евгения КАСЬЯНОВА

   
   

А согласно последним данным мониторинга, проводимого Минрегионразвития, наш край в рейтинге социально-экономического развития занимает 68-е место среди субъектов Российской Федерации. Свое видение экономики Забайкальского края и возможные пути решения некоторых финансовых проблем региона в интервью корреспондента «АиФ-Забайкалье» с профессором экономики Евгением Касьяновым.

Высокая себестоимость как преграда

«АиФ –Забайкалье»: - Евгений Юрьевич, наш край богат ресурсами. Но при этом остаётся дотационным. Почему мы сами не можем содержать себя?

Евгений Касьянов: - Действительно, забайкальцы часто интересуются - когда же наш регион заживёт хорошо и самостоятельно? Так вот, вопрос о лучшей жизни - это вопрос инвестиций, которые должны поступать в край. Если они будут, то, как следствие, начнётся развитие производства в той или иной форме. Решающий фактор в этом вопросе - инвестиционная привлекательность Забайкальского края. Почему-то у многих во власти сложилось мнение, что инвестпривлекательность - это радостно улыбающийся чиновник, который бросается в объятия инвестора и открывает ему в регионе все пути для развития бизнеса. Либо это некий закон, принятый в крае, который упрощает ведение той или иной экономической деятельности на нашей земле. На самом деле это далеко не так.

«АиФ –Забайкалье»: - Из чего же тогда должна складываться инвестиционная привлекательность региона?

Е.К.: - Чтобы вы поняли - приведу наглядный пример. Вот мы с вами решили построить в крае обычный завод по производству восковых свечей. Для этих целей у нас, скажем, есть 2 миллиона долларов. Помните, что инвестор - это не спонсор, а значит, для нас важно посчитать сроки окупаемости, время возврата инвестиций и размер прибыли, которую будем получать. Разовые затраты на строительство нам понятны, а сроки окупаемости будут складываться из себестоимости той продукции, которую произведёт завод.

Так вот, посмотрим на структуру себестоимости, и вам всё станет понятно. Во-первых, в регионе 8 месяцев в году отопительный сезон, таковы климатические условия. Но стоимость тепла, которое производит региональный генератор, очень высока, порой непомерно. Получается, что мы должны отапливать наше производство больше, чем полгода, по очень высоким ценам.

   
   

Во-вторых, электроэнергия. Для сравнения, в Иркутске она дешёвая, на Дальнем Востоке за счёт того, что запускается газификация района, построены Зейская и Бурейская ГЭС, стоимость электроэнергии постепенно снижается. У нас в регионе картина с точностью до наоборот. За последние четыре года накопленная инфляция составила 40 процентов. А рост тарифов - 100 процентов. То есть повышение тарифов обогнало инфляцию в 2,5 раза! Объясняется это, скорей всего, бешено растущими издержками в деятельности производителей электроэнергии. Властям надо бы разобраться со структурой этих издержек, с выполнением инвестиционных программ развития. Но этого не происходит.

В-третьих, в себестоимость нашей продукции закладывается логистическая составляющая. Нам надо завести сырьё и вывезти готовую продукцию. Поверьте, транспортные издержки будут очень велики. И, наконец, на производстве должны работать квалифицированные кадры, которых в регионе (при продолжающемся оттоке населения) не хватает. Итак, а теперь сложите все эти составляющие себестоимости вместе и увидите, что она будет столь высока, что товар у нас попросту никто брать не будет. А значит, есть ли смысл вкладывать инвестиции? Вопрос спорный.

Забегаем вперёд паровоза

«АиФ –Забайкалье»: - Не стоит забывать, что сейчас в Забайкальском крае действует программа развития юго-востока региона. Там будут построены горнообогатительные комбинаты (далее ГОК), идёт освоение месторождений полезных ископаемых и так далее. Реализация программы должна вывести регион на новый экономический уровень, как вы считаете?

Е.К.: - Как экономист, могу сделать неутешительные выводы. Прежде всего, по названной вами программе предполагалось строительство пяти ГОКов. Потом их число сократилось до двух. Возникает вопрос, а новая большая железная дорога Нарын - Лугокан рассчитана на пять или всё-таки на два комбината, окупится ли она? При этом сроки начала горно-обогатительных работ сегодня всё переносятся на более отдалённое время. А дорога построена уже сейчас. Вот так мы забежали вперёд паровоза.

Чтобы не быть голословным, приведу следующие цифры. По плану, 20 миллионов тонн грузов должны перевозиться ежегодно по новой железной дороге. Но я видел презентацию одной из крупнейших российских компаний, которая вкладывает средства в развитие юго-востока края и будет здесь работать. Так вот эта компания, даже при пяти ГОКах, планировала обеспечить 14 процентов объёма перевозок грузов. А об остальных 86 процентах сказано, что они ложатся на плечи сторонних организаций. А вот каких, и справятся ли они? Мне не понятно.

К тому же, в этом году запускается третий энергоблок Харанорской ГРЭС. Я этому рад, как и любой забайкалец. Но ведь блок предназначен опять же для ГОКов, а их нет. Получается, что он будет не загружен, а затраты на вынужденную генерацию вложены в тарифы на электроэнергию, что приведёт к их очередному росту. И таких примеров преждевременного, на мой взгляд, строительства сегодня, к сожалению, много.

Бюджет выживания - не развития

«АиФ –Забайкалье»: - Что же может повлиять на успешное развитие региона, какие меры нужно принимать, чтобы благие начинания властей не оказывались в итоге убыточными?

Е.К.: - Прежде всего, нужно уделить особое внимание созданию разных форм производства в крае. Нужно развивать малый бизнес. Поднимать сельское хозяйство. К примеру, если раньше, в 1996 году, мы производили 350 тысяч тонн зерна, то сейчас в два с половиной раза меньше. То же самое касается молока и других сельхозпродуктов. Если мы повысим эти показатели сегодня, то будем на этом зарабатывать, а не тратить деньги на ввоз продукции со стороны. Нужно правильно выстроить политику региональных властей в вопросах лесного хозяйства. И так со всеми сферами экономической деятельности, где край должен и может выигрывать.

Но притом, обратите внимание, как сейчас формируется наш бюджет. Более 70 процентов краевых средств направляются на социальное обеспечение. С одной стороны, это хорошо, так считают обыватели. Но задумайтесь, получается, что наш бюджет - это бюджет выживания, но никак не развития. Денег просто не хватает. Новых производств не появляется (либо они строятся крайне медленно). Могу охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в регионе как социально-экономическое кладбище, где всё тихо и спокойно.

«АиФ –Забайкалье»: - Вот беседую я с вами, Евгений Юрьевич, и складывается такое впечатление, что выхода-то с этого кладбища у нас и нет. Неужели всё так плохо?

Е.К.: - Выход всегда есть. Региону предстоит пройти долгий мучительный путь, чтобы разгрести всё то, что было сделано неправильно за последние годы. Нужно в ближайшее время принять программы, которые кардинально изменят нашу экономическую политику. Но не ждите, что улучшения начнутся моментально, как по мановению волшебной палочки. Так не бывает. Экономикой нужно заниматься, уметь планировать, не принимать решений, которые не оправдываются, действовать поступательно.

Возможно, тогда нам удастся остановить отток населения, улучшить кадровый баланс региона, сделать отношения, например, с Китаем, выгодными для нас, а не для них. В общем, время покажет. Ситуацию изменит только кардинальный пересмотр экономической политики региональной власти.

Досье

Евгений Касьянов родился в Чите в 1954 году. Профессор математики и экономики, автор двух книг и 29 работ по теории функции, прикладным вопросам математического анализа, экономике.

АИФОРИЗМ

У Забайкалья один недостаток - избыток полезных ископаемых.

Прислал Н. Андреев, Шилка

Смотрите также: