День 1-ый
Раннее утро, Иркутск. Участники автопробега собираются на улице Сухэ-Батора. Девять новеньких внедорожников от известнейших мировых брендов - Mitsubishi, Volkswagen, Skoda, Peugeot, Hyundai – готовятся к отъезду. Как отмечают организаторы, автопробег впору назвать автопутешествием от улицы Сухэ-Батора в Иркутске до площади Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Именно там – финальная точка трофи-рейда. Впереди –пятидневное испытание на прочность автомобилей и характеров участников, тысячи километров дорог и бездорожья. Главная цель автопробега, организованного холдингом «Россо» - привлечь внимание представителей власти и бизнеса Монголии к предстоящему Байкальскому экономическому форуму. Именно под его эгидой проходит автопутешествие.
Погода не летняя, но вполне лётная. Выходим на М-55 в проливной дождь, на рассвете. Разукрашенные логотипами машины в дружной колонне, под одобрение встречных автолюбителей и пешеходов, уже к четырем часам дня подъезжают к Улан-Удэ. Бурятию не зря называют «солнечной республикой». Проливной дождь в Улан-Удэ сменяется солнцем. В столице республики у нас запланирован большой праздник для местных жителей. В самом центре города, на улан - удэнском «Арбате» к нашему приезду уже готова сцена, а зрители ждут представления. Автомобили выстраиваются вокруг, с новинками мирового автопрома могут познакомиться все желающие. Ведущие концерта – Виктория и Алексей – развлекают гостей праздника конкурсами.
Информационный партнер автопробега – газета «Аргументы и факты в Восточной Сибири» - тоже провела свой конкурс. Всем желающим было предложено вспомнить песни, в которых упоминается автомобиль. Хорошо, что на всех хватило призов – желающие исполнить в микрофон любимые песни о «железном друге» выстраивались в очередь!
Представление заканчивается только с наступлением сумерек. Завтра предстоит непростой переход через российско-монгольскую границу и въезд в Улан-Батор.
День второй
Улан-удэ ещё спит мирным сном, а участники автопробега уже готовы к новым подвигам. С центральной площади столицы Бурятии стартуем в Монголию. По дороге заливаем полные баки бензина на АЗС «Роснефть» - компания выступила спонсором нашего автопутешествия.
Планы у нас практически «наполеоновские» – добраться до Кяхты, перейти границу и к вечеру уже быть в Улан-Баторе. Кто уже проходил подобный маршрут, знает – на этом отрезке можно «зависнуть» не на одни сутки. Прохождение российко-многольской границы – настоящая рулетка. Может повезти – и ты пройдешь все погранзаставы за три часа, а можешь остаться между двух стран, как между двух огней – на пару суток. Нам определенно везет. Российскую границу проходим за пару часов, монгольскую - ещё быстрее. И вот мы уже на пути к Улан-Батору.
Казалось бы, проехали только десяток-другой километров, а пейзажи за окном резко меняются. Кругом степи, юрты и бесчисленные стада домашних животных – коз, овец, коров, лошадей и верблюдов. Не секрет, что монголы традиционно занимаются животноводством, но размер поголовья скота в стране поражает – на каждого жителя степного государства приходится по 20 голов скота. Итого – 40 миллионов!
Федеральная трасса, соединяющая Улан-Батор с российской границой, проходит через три крупнейших монгольских города – Сухэ-Батор, Дархан и Эрдэнэт. Города были построены в период великой советско-монгольской дружбы. Все постройки – от заводов до детсадов – сохранились в практически незыблемом виде. Убери вывески на монгольском – и сложно отличить эти города от населенных пунктов российской глубинки.
Дороги в монгольских степях совсем не плохи, построены они были тоже в период советско-монгольской дружбы, но сейчас стране активную помощь оказывают восточные соседи – Япония, Корея. Транспортный налог давно упразднен, зато все дороги – платные. По пути в Улан-Батор с нас трижды потребовали деньги. Каждый раз - по пятьсот тугров с машины. В переводе на российскую валюту вроде и немного – 15 рублей. Но с учетом уровня жизни монголов это мздоимство прилично опустошает кошельки местного населения.
Только к вечеру, между двух сопок, нам открывается вид на Улан-Батор. Кстати, это единственный город - миллионник в стране, и, как утверждают многочисленные справочники, самая холодная столица мира. Остальное население – тоже в количестве одного миллиона – рассеяно по немногочисленным городам и степям, ведет полукочевой образ жизни, перегоняя стада и перевозя с собой юрты. В юртах живут и прямо у границ столицы.
Колонна въезжает в город с наступлением темноты. И первый шок – в столице нет уличного освещения! Это бы ничего, но и сами дороги оставляют желать лучшего. А главное и единственное правило дорожного движения на улицах – нет никаких правил! Похоже, монголы принципиально не включают сигнал поворота и не уступают дорогу там, где они просто обязаны это сделать.
День третий
Третий день нашего автопутешествия расписан по минутам. Впрочем, как и остальные. По пути в национальный парк Тэрэлж над степными холмами возникает – нет, не мираж, но уж больно сюрреалистичным он выглядит – гигантский памятник Чингисхану. По преданиям, на месте, где сейчас стоит сорокаметровая статуя из нержавеющей стали, был найден золотой кнут великого завоевателя. Памятник начали строить в 2006 году, причем его строительство ведется исключительно на частные деньги. Обустройство территории около монумента еще продолжается, а тысячи туристов уже фотографируются возле статуи. В том числе, конечно же, и мы – участники автопробега.
Гигантский памятник хоть и не превышает по размерам статую Свободы или Родину-Мать, но, по крайней мере, по значимости в собственной стране Чингис-хану равных нет. Эта скульптура стала самой большой в мире статуей всадника. На создание памятника ушло двести пятьдесят тонн нержавеющей стали. Внутри десятиметрового фундамента — ресторан, магазины сувениров, гигантская карта завоеваний Чингис-хана. И символический золотой кнут в два метра длиной. Сам памятник внутри полый, на лифте можно поднятся на смотровую площадку и посмотреть Чингисхану, что называется, глаза в глаза.
Горхи - Тэрэлж – следующий пункт нашей программы – это национальный парк в окрестностях Улан-Батора. Потрясающие горы, чистый воздух, тишина и умиротворение. Вокруг – разбросанные по холмам юрты – это туристические базы. Монголия, кстати, входит в десятку стран, наиболее привлекательных для посещения с точки зрения туристов. Здесь можно встретить путешественников из любой точки мира. В основном, конечно же, люди едут за экзотикой, девственной природой и ощущением полного погружения в прошлое.
Известность национальному парку Тэрэлж принесли многочисленные скалы, поражающие туристов своими экзотическими формами, напоминающими - зайца, спящего динозавра, читающего человека с книгой на коленях. Скала Мэлхий-хал в виде гигантской черепахи стала символом Тэрэлжа. Напротив неё мы и делаем привал.
На склонах гор устраиваем нашим внедорожникам настоящий тест-драйв. Который те выдерживают с легкостью.
Пришло время возвращаться в Улан-Батор. На главной площади страны – Сухэ-Батора – нашу колонну должны встретить представители администрации Улан-Батора. Как известно, столица Монголии – побратим Иркутска, с ней нас связывают давние дружественные связи. Практически все руководство страны и столицы прекрасно общается на русском языке, многие закончили советские вузы. И с особым монгольским радушием они встречают гостей из «большого брата» - бывшего СССР. На официальной встрече представители монгольской администрации подтвердили, что подобные мероприятия вносят особый вклад в развитие дружественных связей между странами-соседями. И, конечно же, пообещали со своей стороны посетить Байкальский экономический форум, который пройдет в Иркутске в начале сентября.
Было бы неправильно с нашей стороны побывать в Улан-Баторе и не заглянуть в музей имени Жукова, особенно в год Юбилея Победы. В музее нашу делегацию ждали с особым нетерпением. Информационный спонсор пробега, газета «Аргументы и факты в Восточной Сибири» вручила хранителям экспозиции гильзу с землей с Мамаева кургана. В рамках общероссийского проекта "Чистая память» памятные гильзы АИФ вручает энтузиастам, сохраняющим мемориалы и музеи, посвященные подвигу русского народа во Второй Мировой Войне. Дом-музей Г.К. Жукова в Улан-Баторе является первым в мире музеем, посвященным памяти великого полководца за границей, имеет статус государственного музея. Акция по передачи памятной гильзы стала данью памяти событиям на Халхин-Голе - победе дружественных монгольских и советских войск в 1939 году.
Официальные встречи закончены, на следующий день нас ждет дорога домой. Уже во вторник мы въезжаем в Иркутск.