Примерное время чтения: 5 минут
75

«Копейка» - 40 лет на отечественном авторынке

История «Копейки» неразрывно связана с историей самого автозавода. Ведь выпуск первых автомобилей начался именно с модели ВАЗ 2101.

Первый автомобиль – «ВАЗ-2101»– сошел с конвейера Волжского автомобильного завода (построенного незадолго до этого события) 19 апреля 1970 года. 9 сентября того же года начался серийный выпуск автомобилей «ВАЗ-2101».

ВАЗ-2101 «Жигули» – легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, находящееся на конвейере до настоящего времени. Эта модель оказалась маленьким шедевром: ни до, ни после «копейки» таких долговечных автомобилей наши сборщики создать не смогли.

Будучи изначально лицензионной копией иностранной модели «Fiat -124» модели 1966 года, прототип был доработан и адаптирован с учётом советских условий. Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3 тысячах км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными. Кузов также основательно доработан и усилен. Провели ряд других изменений.

Вскоре ВАЗ-2101 обрел статус народного автомобиля. «Копейка» быстро стала одним из наиболее распространённых легковых автомобилей в СССР и одним из символов советского автопрома. Она сыграла важную роль в автомобилизации Советского Союза.

Не случайно заводская статистика знает за «копейкой» достижения, достойные книги рекордов. Капитальный ремонт, согласно испытаниям, требовался лишь после того, как автомобиль проходил расстояние, равное 10-ти путешествиям из Москвы до Владивостока. Есть случаи, когда автомобили «ВАЗ-2101» обходились без капитального ремонта и более 20 лет при постоянной эксплуатации. На спидометрах таких машин от 300 тысяч километров и больше. Они не раз «обогнули земной шар».

Мало кто знает, что название «Жигули» было придумано на конкурсной основе. Когда, в середине августа 70-го Журнал «За рулем» объявил промежуточные итоги конкурса на лучшее название автомобиля «ВАЗ-2101», количество названий достигло почти 55 000.

19 апреля 1970 года на главном конвейере Волжского завода был собран первый экземпляр новой модели, который свёл с конвейера итальянский шеф-инструктор Бенито Гуидо Савоини. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода.

Сначала «Жигули» собирались целиком из привозных частей с «Фиата». Штампы и клейма же оставались в первое время «фиатовскими», так что соответствующее обозначение вполне могли нести и детали, изготовленные в СССР на итальянском оборудовании.

На момент начала производства ВАЗ-2101 был самым комфортабельным в своём классе, одним из наиболее современных и надёжных отечественных автомобилей. Это сделало обладание им признаком достатка и благополучия. Иностранное происхождение модели вызвало весьма высокие ожидания потенциальных покупателей, которые во многом оправдались.

Среди наиболее приятных особенностей ВАЗ-2101 относительно отечественных аналогов автолюбители отмечали малый объём работ по техническому обслуживанию, хорошие плавность хода, динамику и управляемость, комфортабельность салона — в том числе, хорошую работу «печки». Качество сборки в первые годы существования ВАЗа считалось весьма высоким по отечественным стандартам. Впоследствии оно стало падать в соответствии с общими тенденциями в отрасли.

Так как внешность ВАЗ-2101 в начале семидесятых годов уже не соответствовала мировому уровню дизайна, в Тольятти был разработан проект модернизации автомобиля, предусматривавший установку 1,3-литрового мотора, прямоугольных фар от «Москвича» и ряд других изменений.

Именно с освоением производства ВАЗ-2101 началась по-настоящему массовая автомобилизация СССР, со всеми её положительными и отрицательными последствиями. Уже в середине семидесятых годов автомобили Волжского завода составили около половины парка легковых автомобилей в стране, и их доля продолжала расти.

За выпуск модели в мае 1972 года Волжскому автомобильному заводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий» – своеобразный «Оскар» европейской торговли.

За все время производства (с 1970 по 1983 годы) Волжский автомобильный завод дал жизнь 2702657 малолитражкам «ВАЗ-2101».

Автомобили «ВАЗ-2101» неоднократно участвовали в съемках фильмов на различных площадках страны. «Копейку» можно увидеть в кинолентах «Мимино», «Особо опасен» и многих, многих других.

Выбранное для автомобиля название «Жигули» оказалось неблагозвучным на многих европейских языках, поэтому на экспорт машины шли под брендом «LADA». ВАЗ-2101 обозначался как Lada 1200.

Прошли года, но и в преклонном возрасте «копейки» колесят по дорогам России.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах