Кто-то в прошедшие выходные ходил на парад Победы, кто-то праздновал ее за обеденным столом, наблюдая тот самый парад с экрана телевизора, а кто-то проверял на прочность силу духа, выносливость организма и техники, которую по наличию руля, четырех колес и кабины, порой можно было идентифицировать как автомобиль. И делал это в условиях, максимально приближенных к боевым. Было ощущение, что дорогу, по которой перемещались эти автомонстры, они же сами себе и прокладывали.
Наверняка она там когда-то была, но, по всей видимости, ее теперь там уже долго не будет. Эти кто-то – любители внедорожных автомобилей во всех их проявлениях – джиперы, собравшиеся под Ангарском на ставшее уже традиционным мероприятие - соревнования по внедорожному ориентированию и трофи-рейдам «МайOFFка». На этот раз «МайOFFка» одновременно стала II этапом кубка Иркутской области по трофи-рейдам-2010.
Далее – по порядку.
ПРО место сбора.
На загородной трассе в раннее субботнее утро автомобили встречаются крайне редко. Все-таки дачники – люди по большей части размеренные – предпочитают выспаться, и начинают заполонять пригородные артерии ближе к 10-11 часам утра. Поэтому наш стоп-сигнал так ни разу и не маякнул, возвещая об адаптации к скорости основного потока транспорта других участников дорожного движения.
Прибыв к месту сбора на поляну возле лагеря отдыха «Галактика» (бывший п/л «Космос»), я не без удивления обнаружил, что автомобилями была заставлена не только асфальтовая парковка возле центральных ворот лагеря, но и часть площадки за ними, а так же подъездные пути к лагерю на протяжении 150-200 метров. По данным организаторов (оргов) в соревнованиях приняло участие около 100 экипажей. Автомобили были выстроены почти ровно. Во всяком случае, хаоса не наблюдалось. Атмосфера была праздничной, из кузова грузового автомобиля, на достаточной высоте над собравшимися, басистая акустика не жалея разливала децибелы – действо вокруг чем-то напоминало Байкал моторшоу.
После регистрации автомобилей-экипажей, была объявлена техкомиссия, которая проверяла машины на соответствие заявленному классу, а так же на наличие обязательного стартового комплекта безопасности/снаряжения. В это время можно было спокойно побродить среди эксклюзивных экспонатов, пообщаться с водителями, сделать фото на память. После затянувшихся обязательных процедур – организаторы не ожидали такого аншлага – состоялся короткий брифинг, и была дана команда «по машинам». После чего стройные вереницы полноприводных автомобилей двинули из базового лагеря на стартовую поляну, которая располагалась в районе села Саватеевка.
ПРО автомобили, классы.
Все участвовавшие агрегаты были разбиты на 5 классов, 4 из которых были представителями автомобильного сообщества и 5-й отдельный пробный класс – мотолюбителей трофи-рейдов. И если с последними все понятно – класс то у них один, то у машин существовали принципиальные отличия, определяющие авто к тому или иному классу.
Итак, первый класс – «стандарт». Название говорит само за себя. В этой категории выступают автомобили в стандартной комплектации завода-производителя. Экипажам этих машин запрещаются любые изменения в конструкции или навесном оборудовании автомобиля, испольлзуются стандартный размер колес. Как правило, сюда входят Нивы, УАЗики, Тойота Ленд Крузер, Судзуки.
Следом идет самый массовый класс – «туризм», включающий в себя агрегаты с минимальными изменениями конструкции. Как правило, это касается таких опции как установка лебедки и колес увеличенного размера (до 33 дюймов). В классе туризм стартовало подавляющее большинство экипажей – около 30. Оно и понятно – использование такого автомобиля в повседневной жизни очень оправдано. На нем всегда можно добраться до дачи весной и на рыбалку в труднодоступные места по осени.
Конкретных марок, представляющих этот класс авто нет. Это всевозможные Нивы и УАЗики, а так же Тойоты Ленд Круйзер Прадо (коротыши), Сурфы, и даже Джип Чероки.
Следом идет немногочисленный подкласс автомобилей «гранд-туризм». Для него остается абсолютно правдивым все, сказанное выше. Основное отличие состоит в том, что это длиннобазные – более комфортабельные, но, в то же время, и более тяжелые машины, которым, в определенной степени, проблематично соревноваться в одном классе с более легкими и, как следствие, проходимыми машинами. Характерными представителями данного класса являются Ниссан Сафари и Тойота Ленд Круйзер 80.
И последний класс машин, в котором проходило соревнование, и для которого так же отдельно, как и для всех других классов прокладывался маршрут, это класс «экстрим». Здесь полет мысли конструкторов – механиков – разработчиков ограничивается исключительно их собственной фантазией, ну и здравым смыслом естественно. Характерные представители, как правило, очень сильно переделаны. Порой, исходя из внешнего вида, очень сложно определить какая модель стала донором вновь появившегося на свет брутала. Так же данные машины комплектуются одной и более лебедками и колесами, превышающими 35-дюймовый размер.
Один из таких автомобилей очень сильно выделялся на фоне других 17, заявленных в этом классе. Как и положено в «экстриме», марку автомобиля назвать было сложно. Хотя, внешне верхняя часть кузова отдаленно напоминала давно забытый ЛУАЗик. Но сейчас в этом обличии язык не поворачивался применить в названии уменьшительно-ласкательный суффикс. Да и чего изобретать, если прародители уже придумали ему название – Есаул.
Приведу лишь несколько характеристик внедорожного исполина. Вес – 1,7 т, двигатель от Шеви Нива 1,7 литра, максимальная скорость – 65 км/ч (при соответствующей настройке редуктора до 80 км/ч), расход топлива вполне приемлемый – до15 л на 100 км пути, подвеска полностью переделанная – многорычажная, колеса, используемые на автомобиле от КРАЗа 1,25 метра в диаметре. Автомобиль способен перемещаться с давлением в колесах, равным всего лишь 0,2 атмосферы, что положительнейшим образом сказывается на его внедорожных характеристиках. Авторы чуда – Александр Побелянский из Тальян и ангарчанин Андрей Хаталов. Кстати, данный автомобиль – чемпион БМШ (Байкал моторшоу) в номинации «Проект».
ПРО контрольные точки.
Не смотря на то, что соревнования анонсировались двухдневные, все-таки основное действо происходило в первый день во время джип-ориентирования, когда, согласно заданию, экипажам нужно было посетить как можно больше заранее установленных контрольных точек. К тому же, многие – порядка 65% общего количества участников – не выдержав первого дня (эта фраза справедлива как к людям, так и к технике), так и не вышли на старт второго.
Маршрут с точками для каждого отдельного класса организаторами готовился отдельно. Общее количество точек – порядка 70 на класс, и «фишка» в том, что очковая стоимость этих точек – разная: от 5 до 25 баллов. Это уже вопрос к стратегии отдельно взятого экипажа. Можно за пару часов собрать 5 легких точек. А можно примерно это же время потратить на взятие одной. Как утверждают орги, на прокладку трасс и на установку контрольных точек было потрачено около полутора месяцев. Проще всего, оказывается, расставлять точки для самого мощного класса – «экстрим».
Как сказал один из организаторов Алексей Бадорхонов: «Автомобили этого класса должны ездить под водой и летать по воздуху. Поэтому достаточно просто зайти в лес и установить точку туда, куда глаз упал. Сложнее гораздо с прокладкой маршрута для «стандарта», ведь у этих автомобилей нет даже лебедки. Учитывая это, нужно уметь «увидеть» трассу, чтобы предположить, как автомобили смогут подъехать к точке и, что немаловажно, выбраться от нее в обратном направлении».
Взятие точки обязательно должно фиксироваться на цифровой носитель. На брифинге кто-то спросил, что делать тому, кто не имеет цифровика. Ответ последовал слегка ироничный, что фото можно делать и на пленочный аппарат, а у кого и его нет – тот может зарисовывать. Конечно, это была шутка, ведь факт взятия можно быстро детерминировать только с помощью цифрового фото, к которому так же применялись определенные требования. По регламенту, член экипажа одной рукой должен касаться точки (таблички с цифрой), при этом вторая рука должна находиться на неотъемлемой части автомобиля (элементы кузова, колеса).
ПРО трассы.
С какими трудностями пришлось встретиться участникам соревнований? Прежде всего, это глина и колея. Глина имеет свойство забивать протектор. И когда это происходит, он уже почти не работает. А глиняная колея порой настолько глубока, что автомобиль проваливается в нее по самые пороги, а то и по двери. И из этой жидкой массы, больше напоминающей болото, выбраться можно только при помощи лебедки, домкрата hi-jack, лопат, бревен и прочего подручного материала в сочетании со смекалкой и опытом.
Сквозь глиняную колею очень долго пробирались представители всех классов автомобилей. «Туризм» «сидел» там особенно долго по причине своей многочисленности. Основная масса участников сделала тактическую ошибку – пошла друг за другом стройной колонной. Ровно этой же стройной колонной, она и погрязла в 9-ти километровой пробке. К сложностям трассы так же можно отнести непролазный лес, пересеченный бревнами, сучьями, различные уклоны. Опираясь, опять же, на слова организаторов, трасса считается удачной, если к месту финиша своим ходом выехало больше 50% участников.
В этот раз примерно так и получилось. Хотя, отдельные экипажи вытаскивали из леса до 7 часов вечера следующего дня. То есть, народ ночевал, выбираясь из лесных объятий, а общее время нахождения на дистанции составило более 30 часов. Понятно, что в такой ситуации, работая на пределе, не выдерживала ни техника, ни люди. Ломались рычаги, мосты, рвались лебедки, жглись генераторы и даже двигатели отрывались от подушек. Здесь, как во всяком соревновании, на прочность испытывались и железо, и физические силы людей, и эмоциональные.
ПРО цель.
Цели участников соревнований были разные. Кто-то шел конкретно за победой, кто-то, недавно сконструировав новый автомобиль или поменяв на старом определенный узел, в непосредственном бою нуждался в проверке своего детища. Организаторы тоже преследовали свои цели – сделать соревнование интересным, зрелищным, комфортным, сформировать очную площадку большой группы увлеченных единомышленников для обмена опытом.
Что удалось? Удалось почти все! И это однозначный успех консолидированных усилий Off-road клуба «Протектор», All-road club Terrano и Братского внедорожного клуба "Таежник" при поддержке автоцентра Сафари 4х4 и группы компаний «X-Trophy». А те мелкие нюансы, которые возникают по мере проведения любого массового мероприятия – о них никто никогда и не вспомнит. Зато каждый участник очередной МайOFFки получил свою дозу здорового адреналина. И если спросить любого сожалеет ли он о потраченном времени, сломанной машине или надорванных нервах – никто на это не ответит вам утвердительно.
В заключении считаю уместным разместить данные финишного протокола, содержащего имена тех, кто, не смотря ни на что, смог прийти к финишу первого и второго дней соревнований и даже победить.
КЛАСС «СТАНДАРТ»
Стартовый номер Ф.И.О. пилота Ф.И.О. штурмана Позывной АВТО Место
121 Горохов С. Раков Н. Грин Фольксваген ВАЗ 21213 1
119 Корчевский В. Хитров С. Карджинболь ВаЗ 2121 2
118 Басько Андрей Даниловцев Дмитрий Авантюристы ВАЗ 2121 3
103 Анохов А. Анохова Е. Кнопа УАЗ 469 4
122 Дорогов Евгений Душкин Андрей Пепе Ниссан Теранно 5
КЛАСС «ТУРИЗМ»
Стартовый номер Ф.И.О. пилота Ф.И.О. штурмана Позывной АВТО Место
224 Лобастов И Кабаков А Калобок УАЗ 31512 1
220 Новоселов А Куликов С Прадо УАЗ 51514 2
250 Зайдес А Радзивилин А Америка Чероки 3
201 Филипов А. Филипов О. СЭМ Сурф 4
243 Вронон Д Воронов В Братья ВАЗ 2121 5
КЛАСС «ГРАНД ТУРИЗМ»
Стартовый номер Ф.И.О. пилота Ф.И.О. штурмана Позывной АВТО Место
217 Дергачев А Ивлев С Захарка ТЛК 80 1
204 Мартынова Е Мартынов В Катюша Н Сафари 2
215 Сташуль В Чувашев Ф Крузерштерн Н Сафари 3
КЛАСС «ЭКСТРИМ»
Стартовый номер Ф.И.О. пилота Ф.И.О. штурмана Позывной АВТО Место
304 Слюнкин П Михайлов В Глухарь УАЗ 469 1
300 Галимов К Еременко А Бабай УАЗ 31519 2
315 Селезнев Д Шумилин А Змей TLC 70 3
308 Кострицкий А Рязанцев Г Бешеный УАЗ 3151 4
307 Боклащук Владимир Контузорова Лариса Серый УАЗ 31519 5
КЛАСС «МОТО»
Стартовый номер Ф.И.О. пилота Ф.И.О. штурмана Позывной АВТО Место
221 Довгун М Майк Сузуки 1
233 Гвоздев С Раменский Е Гвоздь-Дантист Ямаха 2
206 Алехнович А Голованов Н Космос Ямаха 3