Год 2012-й принёс владельцам «железных коней» сразу несколько перемен. Отныне водители такси несут ответственность за отсутствие спецокраски, шашечек, а также счётчиков и иного оборудования, предусмотренного федеральным законом № 69. Ужесточены штрафы за ряд нарушений правил дорожного движения. Но больше всего автолюбительскую общественность взбудоражили изменения, касающиеся прохождения технического осмотра (ТО) транспортных средств. Где теперь его проходить? Сколько придётся выложить за диагностику? Хватит ли на всех талонов? С этими вопросами мы обратились к сотрудникам ГАИ, специалистам страховых компаний и станций ТО.
Палочка-выручалочка для водителей
Итак, главная «фишка» новой системы - передача проведения техосмотра от Госавтоинспекции частным фирмам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), которых правильно теперь называть «операторы ТО». Все они должны получить аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков. В Иркутской области, по информации начальника УГИБДД ГУ МВД России по региону Сергея Панченко, с данной задачей справились 12 организаций, расположенных в Иркутске, Слюдянке, Черемхово, Усолье-Сибирском, Зиме, Тулуне, Тайшете, Братске, Усть-Илимске, Усть-Куте и Железногорске-Илимском. Нужно признать, что особого труда перечисленным игрокам это не составило, ведь ранее, пройдя конкурсный отбор, они работали по договору с ГИБДД, поэтому автоматически попали в реестр операторов.
- Создана единая база технического осмотра, к которой мы подключились 4 января, - рассказал «АиФ в ВС» директор иркутской станции ТО Фёдор Ромашенко. - Талоны в наличии есть. Пока, чтобы не было перерыва в работе, используем документы старого образца. Поток клиентов у нас, по сравнению с прошлым годом, не вырос. Но даже если это произойдёт, то вряд ли появятся очереди: частники готовы увеличивать численность персонала и работать хоть круглосуточно. Раньше это было невозможно - не хватало инспекторов ГИБДД, которые сейчас в проверке не принимают участия.
Отсутствие перебоя с талонами ТО в Приангарье подтвердил и Сергей Панченко, причём избежать дефицита, на его взгляд, удалось отнюдь не благодаря усилиям профессионального объединения страховщиков - они-то как раз оказались неготовы обеспечить всех желающих вожделенными бумажками.
- Госавтоинспекция из собственных резервов начала раздавать талоны (в запасе инспекции осталось порядка 75 тыс. штук, новые сейчас печатаются) автовладельцам, которые, по идее, должны их получать уже не у нас, поэтому сейчас мы как палочка-выручалочка. Не будь переходного периода до 2014 года, всё бы вообще встало, - уверен старший инспектор по особым поручениям УГИБДД Алексей Тарбеев. - Более того, в 12 северных территориях региона, куда не зашли коммерсанты (и неизвестно, появятся ли после 2014-го. - Авт.), ГИБДД продолжит выполнять функции по техосмотру с помощью передвижных станций.
Исправен - значит застрахован
В целом, как полагают эксперты, особых проблем в связи с введением новых правил проверки технического состояния автомобилей водители Приангарья не ощутят. По идее, обсуждаемая процедура значительно упрощается. Во-первых, с вас будут требовать гораздо меньше документов для прохождения процедуры (достаточно паспорта гражданина и свидетельства о регистрации транспортного средства), а во-вторых - появляется возможность выбора оператора, причём в пределах не только родного региона, но и всей страны. То есть техосмотр можно пройти в любом пункте России - где удобнее.
Важно отметить, что сегодня без талона ТО невозможно застраховать авто.
- До вступления в силу законодательных изменений мы сначала выдавали полис автогражданского страхования, а потом клиент проходил техосмотр, теперь же всё с точностью наоборот. Для получения полиса автовладелец должен предоставить нам талон, причём до окончания срока его действия должно оставаться не менее 6 месяцев. Своих клиентов мы, кстати, оповещали в конце года о том, чтобы они поспешили пройти техосмотр до 1 января, дабы потом не было трудностей, - рассказал начальник отдела автотранспортного страхования иркутского филиала крупной страховой компании Виктор Богданов. - Я бы положительно оценил нововведения для специалистов нашей отрасли, ведь сегодня, выдавая страховку, понимаем, что машина находится в исправном состоянии, это покрывает некоторую убыточность.
Что касается стоимости ТО, нынче она варьируется в зависимости от региона. Каждый субъект Федерации устанавливает предельную ценовую планку, поднимать которую операторы не вправе. В Приангарье, согласно постановлению областного правительства, для легковых и грузовых авто весом до 3,5 тонны цифра зафиксирована на уровне 394 руб.
Думается, что над модернизацией процедуры техосмотра ещё придётся поработать. И судить о его эффективности нужно не только по упрощению процесса получения заветного талона, но, прежде всего по тому, станет ли на дорогах региона меньше коптящих колымаг и, как следствие, аварий и пострадавших в них.
Кстати:
Адреса пунктов технического осмотра, функционирующих в Приангарье, размещены на
Комментарий:
Руководитель Иркутской региональной общественной организации автолюбителей Алексей Белоусов:
На мой взгляд, страхование и техосмотр не следовало взаимоувязывать. Вообще без талона автомобиль эксплуатировать разрешается, а вот без ОСАГО - и с места нельзя двигаться, ведь не дай Бог попасть в аварию, что тогда? А новые правила провоцируют водителей выезжать на дорогу без страховки, это большая глупость.