В Иркутске состоялась мировая премьера работ из новой коллекции знаменитого скульптора Даши Намдакова. Его бронзовые скульптуры можно встретить во многих городах России и мира. А теперь мэтр решил попробовать свои силы в новой для себя технике – создании скульптур из дерева. Подробности в материале irk.aif.ru.
Выход из зоны комфорта
- Автор в любом виде творчества рано или поздно сталкивается с необходимостью изменения художественного языка, - рассказывает Даши Намдаков. - Если ты нашёл свой стиль, он стал известным, популярным и узнаваемым, что-то менять уже сложно. Для меня это был своего рода вызов. Понял, что закостенел, вошёл в зону комфорта. Решил, что с этим нужно что-то делать. И действительно вовремя подоспело предложение создать проект для венецианской Биеннале. Понял, что для этого нужно создать что-то действительно новое.
Работа над коллекцией заняла три года. Интересно, что большую часть этого времени сам автор даже не видел своих произведений. Они должны были ехать в Венецию и были уже упакованы, но не сложилось. Так они и простояли 2,5 года – и, как оказалось, ждали своего часа.
Открытие выставки «Ясновидение» скульптора Даши Намдакова в Иркутск
- И прилетев в Иркутск, я увидел их и был ошарашен, поскольку по прошествии времени начал смотреть на них как бы со стороны, - говорит автор. - Это здорово, что коллекция приехала именно в Иркутск. В 2000 году именно здесь прошла моя первая персональная выставка с работами из бронзы. И я рад, что спустя 24 год вновь могу представить своё творчество на ваш суд.
У работ по отдельностинет названия, но каждая при этом является уникальной. Есть здесь скульптура, напоминающая голову быка, есть работа, напоминающая одновременно сердце и ангельские крылья, и скульптура в виде срубленного дерева. Название есть только у всей коллекции – «Ясновидение». В качестве отправной точки за основу Даши Намдаков взял образы шаманских масок. Кстати, они представлены в экспозиции в самых разных интерпретациях. Их образы имеют двойственную структуру: с одной стороны, это проводники, соединяющие реальный и ирреальный миры, с другой – отсылка к природе человека, который сам решает, какую часть себя открыть миру, а какую – скрыть.
- Это что-то между человеком и средой, в которой он существует. Некий катализатор, который даёт нечеловеческую силу, - добавляет художник.
Встреча с деревом
Художник точно знал, что новые работы не нужно создавать из бронзы или металла – ведь в этой технике Даши Намдаков, как он сам говорит, как рыба в воде.
- Когда нарабатываешь определённый опыт, неизбежно начинаешь что-то делать автоматически и использовать уже сформировавшиеся приёмы, - отмечает он. - Для меня образцом настоящего искусства стала фигурка головы лося, хранящаяся в Иркутском художественном музее. Она была сделана ещё до нашей эры охотником. Тогда ещё не было никакого понятия о художественном образовании, и древний человек даже не осознавал, что его работа, созданная с использованием минимальных средств, станет истинным шедевром. Но как человеку с художественным образованием, который прошёл множество выставок, мне хотелось хотя бы приблизиться к нему и сделать вещь, которая будет одновременно простой и понятной.
Автор решил искать вдохновение в природных материалах. Первым выбор пал на бивень мамонта. Однако скульптуры из него имеют малы размер. К тому же, этот материал для художника уже не новый.
- Тогда выбор пал на дерево. Стоит отметить, что это не резьба по дереву, поскольку ломать это сложно. Полгода не знали, как подступиться к материалу, и концепция начала потихоньку проявляться только после полугода титанических усилий и поисков. Все скульптуры были сделаны из сосны. Эти деревья росли в дикой тайге, таких по всей стране буквально миллиарды. И интересно, что мне и мое команде довелось пересечься именно с этими деревьями. Они не сгнили, не пошли на дрова, а получили новую жизнь. Интересно, что природа создала эту красоту, и неведомым образом это чудо оказалось у меня в мастерской. Рассматривая каждое из них вор дворе, я понял, что наша встреча должна была случиться. Художник всегда должен быть за природу, и я, как сын тайги, хорошо её чувствую и понимаю.
Стоит отметить, что, несмотря на первобытность дерева, как материала, художник смог приблизить свои работы к современности благодаря использованию современных художественных приёмов тонировки и патинирования.
Посмотреть на новую коллекцию работ Даши Намдакова можно будет в галерее современного искусства в Иркутске до 13 октября.