Зимний пейзаж. На переднем плане раненые и убитые солдаты. Чуть дальше готовящиеся к атаке военные. В центре картины - офицер, решительным жестом указывающий на врага, который затаился где-то в чаще леса. Это гравюра рассказывает об одной из трагических страниц в истории французской армии, о войне 1812 года. Когда Наполеон потерпел поражение и вынужден был отступать из России.
Фото: Алёны САБИРОВОЙ |
Составители выставки «Отечественная война 1812 года в гравюрах», открывшейся в выставочном зале «Усадьбы В.П. Сукачёва», забавно перевели название данной графической работы. На гравюре написано: Сonduite heroique du marechal Ney dans la retraite de Russie(Combat pres de Smolensk). То есть даже человек, не знающий французский язык, предположит, что речь идёт о каком-то героическом сражении под Смоленском под руководством маршала Нея. А вот что значится под той же самой гравюрой по-русски: «18 ноября 1812 года. Сражение под Красным». Ни вам упоминания маршала Нея, ни героизма…
Фото: Алёны САБИРОВОЙ |
Подобная нестыковочка объяснима. Выставка «Отечественная война 1812 года в гравюрах» посвящена славе русского оружия, 200-летию победы над Наполеоном, а, значит, должна воспевать российскую армию. Потому и названия некоторых гравюр не столько перевод оригинального варианта, сколько описание, какое событие отражено художником-графиком.
К чести организаторов, они выбрали для экспонирования работы, как русских мастеров-графиков, так и французов, и немцев.
Это особенно интересно, поскольку позволяет увидеть войну глазами участников противоборствующих лагерей. У каждой из воевавших сторон были свои моменты славы. «Вступление французских войск в Москву»: в чёрно-белой гравюре чувствуется гордость художника (Франсуа-Луи Куше) за свою страну и великого императора-полководца.
Совсем другое настроение возникает от работы Карла Рехлинга «Отступление Великой армии Наполеона из России. 1812 год». Оборванные и измождённые французские солдаты, многие из которых ранены, бредут по глубокому снегу. Тут же у дороги лежат тела их собратьев по оружию, погибших от инфекций и истощения…
Фото: Алёны САБИРОВОЙ |
Поклонники батальных сцен будут довольны, с каким тщанием и заботой гравёры изобразили сражения той войны. Ценность многих работ состоит в том, что они были выполнены «по горячим следам», то есть вскоре после войны, когда были живы ещё очевидцы многих битв.
Помимо батальных сцен, выполненных с удивительной тщательностью, зрители выставки могут увидеть и портреты знаменитых(и не очень) военачальников. Из всех персон более всего впечатляет Жером Бонапарт, столь пленительно изображенный, что он похож не на бравого вояку, а на героя-любовника, спешащего на бал.
Но основу выставки составили не иностранные листы с гравюрами, а широко известная в XIX веке «Теребеневская азбука» - картинки с карикатурами на каждую букву алфавита, где в шутливой форме рассказывается об Отечественной войне 1812 года. «Азбука» была создана гравёром Иваном Теребеневым, который привлекал также к работе известных художников, в том числе Алексея Венецианова.
Эти комиксы двухвековой давности способны позабавить и сейчас. Они высмеивают традиционные человеческие пороки – алчность, трусость, гордыню. И, конечно, прославляют русский народ, победивший войска Наполеона. В работах, не лишенных, порой, глумления и ехидства, в то же время присутствует великодушное отношение к поверженному врагу.
Желающие могут познакомиться с гравюрами до конца мая и лично убедиться, что Александр I импозантнее Наполеона I. Хотя, конечно, это дело вкуса.