Мэри – персонаж «ветреный», но ветер перемен решил наконец-то привести её в Иркутск. 14, 15 и 16 октября в Иркутском музыкальном театре им. Н. М. Загурского премьера – семейный джаз-мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!»
Смелый замысел
- На самом деле для нас новый спектакль – эксперимент и даже немного рискованный: взрослый, солидный театр вдруг «связался» с детской сказкой, и не к Новому году, как все привыкли, а включил её в основной репертуар, - рассказывает режиссёр мюзикла Ирина Мякишева. – Всё-таки «Мэри Поппинс» не совсем сказка, это история с чудесами, которые нужны взрослым так же, как и детям. Повесть напоминает о том, что нельзя отдаляться от детей и нельзя терять ребёнка внутри себя. Иначе жить становится скучно и сложно.
Спектакль начинается с «обзора» жителей предместья, которые существуют сами по себе, их всё устраивает и им в голову не приходит, что можно жить иначе: дружно, с хорошим настроением, не придираясь друг к другу. Но в их жизнь влетает Мэри.
Создатели отмечают, что спектакль не для детей, а для семьи. Чтобы родители поняли – недостаточно ребёнка только кормить, одевать и отправлять в дорогую школу. Надо дышать с детьми одним воздухом, иметь с ними общие интересы и, конечно, любить.
- Основная цель мюзикла – воспитать родителей, - убеждена Ирина.
Иркутский мюзикл отличается и от своего знаменитого советского «кинособрата», и от оригинальной повести писательницы Памелы Трэверс.
- Разные истории с общей фабулой, - говорят создатели спектакля.
«Наша Мэри»
Помимо сотрудничества с джазовым ансамблем, «взрослому» театру пришлось поработать с актёрами детского музыкального театра «Стрекоза».
- Надо увидеть спектакль, чтобы понять, какую огромную работу проделали дети, - уверенно говорит режиссёр. – У них главные роли, они практически не уходят со сцены два с половиной часа, танцуют и поют. Для нас это тоже был риск, а для них – подвиг. Взрослым актёрам пришлось смириться с тем, что приходилось репетировать вечерами, после школьных занятий.
Для Дмитрия Устюжанина, балетмейстера-постановщика мюзикла, который приехал из Петербурга, работа над «Мэри Поппинс» тоже стала нестандартным опытом: джаз всё-таки сильно отличается от классических ритмов:
- Под джазовый ритм сложно придумать правильные движения. Постепенно, медленно, тяжело, но справились.
Александра Гаращук, одна из исполнительниц роли знаменитой няни, вспоминает, что Мэри в исполнении Натальи Андрейченко в детстве была её любимым персонажем:
- Но мы попытались отойти от этого образа. Наша Мэри более открытая, улыбчивая, в ней больше детского. Нашей задачей было стать воплощением мечты Майкла и Джейн, которые хотели видеть её не просто няней, а близкой подругой.
В стиле джаз
Музыкальный формат спектакля необычен и для театра, и для зрителей: классика и даже рок привычны, а вот постановки с джазовым коллективом ещё не было. Музыканты ансамбля «Доктор Джаз» – активные участники процесса, они постоянно находятся на сцене. От классического оркестра театра остался только дирижёр, которого сначала можно принять за сумасшедшего: он «орудует» палочкой перед пустой оркестровой ямой, потому что ансамбль находится на сцене и видит указания дирижёра при помощи камеры, транслирующей его «взмахи», на специальном экране.
- Это очень интересный опыт, - считает художественный руководитель ансамбля Александр Филиппов. - Кардинально менять аранжировку мы не хотели, да и незачем. Но нужно было внести элементы джазового ритма и гармонии. Мне кажется, музыка будет звучать «свежо». И нам, и артистам понравилась работа. Спасибо режиссёру: сначала никто не понимал, что и как делать, но она настояла на своей идее, и, кажется, всё получилось.
Зрители услышат не только любимые «хиты» Максима Дунаевского, но и другие его прекрасные композиции, которые мало кто знает, потому что они не вошли в телевизионную версию мюзикла. Даже сами сотрудники иркутского музыкального театра немало удивились, когда впервые нашли эти произведения.
Как отнесётся к этому сам Максим Дунаевский, пока неизвестно, он ещё не знает, как будет звучать его музыка в новой обработке, хотя он практически развязал создателям спектакля руки, сказав, что ему будет интересно услышать, что из этого получилось. В Иркутск композитор приехать не сможет, но запись постановки ему обязательно отправят и с нетерпением будут ждать его мнение.