...Реклама на доме:проблема или благо для собственников жилья?
Подобные вопросы довольно часто поступают в службу жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, комментирует её руководитель Денис Воронов. И поясняет, что решение о размещении рекламной конструкции на общем имуществе многоквартирного дома (фасаде, стене, крыше) находится в компетенции собрания собственников жилья.
Чтобы не было недоразумений
При этом заключить договор с рекламодателем - индивидуальным предпринимателем или организацией - жильцы могут двумя путями: либо самостоятельно, либо делегировав эти полномочия управляющей организации (УК или ТСЖ). Кстати, именно при последнем варианте чаще всего и возникают различные недоразумения. Как поясняет Денис Воронов, бывают случаи, когда жильцы возмущаются, что рекламный щит или баннер появились на доме без их на то согласия.
- В этом случае мы рекомендуем всем внимательно прочитать договор с управляющей компанией, который, вполне вероятно, был подписан не глядя, - говорит специалист. - Возможно, в этом документе есть пункт о том, что вы передали ей право заключать договоры аренды общедомового имущества от вашего имени, чем она и воспользовалась.
После того как такой договор с собственниками или УК заключён, юридическое лицо или частный предприниматель должны обратиться с заявлением в КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом), который и выдаёт разрешение на установку рекламной конструкции.
- В случае нарушения порядка размещения рекламы законодательством предусмотрена ответственность, - проинформировал начальник отдела контроля рекламы Иркутского УФАС России Сергей Пур. - Если вы обнаружили, что кто-то незаконно разместил на вашем доме рекламу, можно обратиться в органы полиции или в антимонопольную службу. Штрафы за такое деяние достаточно высокие: для юридических лиц - от 50 до 80 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 3 до 5 тыс.
Кроме этого Сергей Пур отметил, что существует разница между рекламой, главной целью которой является привлечение внимания к какому-либо товару широкого круга лиц, и вывеской, которая должна содержать название учреждения, а также дни и часы его работы. Однако если вывеска занимает всю стену дома, она может быть приравнена к рекламной продукции.
- Поэтому, если возникли сомнения в том, что появилось на фасаде вашего многоквартирного дома - реклама или вывеска, - можно обратиться в ФАС с заявлением. При этом лучше всего сфотографировать смутившую вас конструкцию, - рекомендует представитель антимонопольной службы.
Цена вопроса
Как поясняют специалисты, цена за аренду фасада или крыши многоквартирного дома, используемого под рекламную конструкцию, устанавливается исходя из рыночной стоимости. Понятно, что если дом расположен в центре города, то и оплата за его аренду должна быть выше, чем у дома на окраине города, потому что в этом случае реклама привлекает внимание большего количества людей. Однако чтобы не ошибиться, Денис Воронов рекомендует проконсультироваться с представителями рекламного рынка, которые профессионально ориентируются в данном вопросе. Кроме этого, если договор на размещение рекламы заключён управляющей организацией, полученная информация поможет собственникам сориентироваться в достоверности её отчётов о полученных доходах.
- Поступление средств от данного использования общего имущества дома должны контролировать сами собственники, - подчёркивает Денис Воронов. - Они же на общем собрании должны принимать решение, на какие цели их потратить: ремонт подъездов, замену окон на пластиковые, установку железных входных дверей или обустройство придомовой территории. Причём контроль должен быть очень тщательным, в противном случае эти деньги могут быть использованы совершенно не по назначению.
Важно!
Ирина Савицева, начальник отдела жилищного контроля службы жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области:
- Если собственники многоквартирного дома на общем собрании приняли решение разместить на нём рекламу, то ещё до заключения договора необходимо провести обследование и оценку здания и его конструкций. Это позволит получить компетентные ответы на вопросы, сможет ли дом выдержать рекламную конструкцию, и к чему может привести лишняя дырка, просверленная в его стене. По результатам обследования в обязательном порядке необходимо составить соответствующий акт, а при заключении договора с рекламодателем включить в документ пункт о возможных последствиях и компенсации за причинённый вред.