Вечером 11 октября, около 19:40 по местному времени, в районе курортного поселка Листвянка на Байкале столкнулись скоростной катер «Ямаха» и катер «Важный». В результате ЧП трое из четырёх, находившихся на борту первого катера, погибли, один получил тяжёлые травмы. В причинах аварии разбирается СК на транспорте. Подробности сообщает irk.aif.ru.
Столпотворение на Байкале
У катера «Ямаха» смяло переднюю часть, выбило стёкла, внутри всё разрушено. Шансов остаться в живых после такого столкновения было немного. Подробнее читайте о происшествии с точки зрения капитана катера «Важный».
«Следователями Иркутского следственного отдела на транспорте Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК России возбуждено уголовное дело по статье за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспортам повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц», — сообщает руководитель второго отделения отдела криминалистики Восточного МСУТ СК России Бато Гулгенов.
На месте сразу после ЧП работали все имеющие отношение к навигации на Байкале силовики — следственно-оперативная группа Иркутского линейного отдела МВД России на воздушном транспорте, сотрудники Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры, опергруппы спасателей ГУ МЧС России по Иркутской области и специалисты Центра ГИМС.
Трагедия с человеческими жертвами в этом году на Байкале первая. В причинах её ещё предстоит разобраться следствию, но можно однозначно сказать, что в их числе обязательно будет ошибка одного (или обоих) судоводителей.
Количество катеров на Байкале в районе Листвянки очень велико, особенно в выходные. Гиды показывают туристам озеро, катают на Кругобайкалку, дают возможность сделать селфи неподалёку от знаменитого Шаман-камня. Такие экскурсии стоят в среднем от 1, 5 до 5 тысяч рублей и очень популярны среди приезжих. После 19.00, когда темнеет, заканчиваются последние прогулки по озеру и владельцы катеров торопятся причалить.
Навигация продолжается
Суда будут ходить по Байкалу до 25 декабря, по реке Ангара — до 1 декабря (если вдруг не грянут лютые морозы, что маловероятно). Озеро застывает только к февралю, поэтому практически до Нового года у туристов будет возможность прокатиться на катерах. В период межсезонья, когда летний отдых на озере уже завершён, а зимний, с его фестивалями на байкальском льду, впереди — находка для туристов.
Поэтому и среди владельцев катеров желающих их прокатить всё больше.
«В реестре маломерных судов зарегистрировано 44, 5 тысячи плавсредств, причем около полутора тысяч из них поставлены на учет в 2025 году впервые, — говорит начальник Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Иркутской области Андрей Карепов. — За год аттестацию прошёл 1721 судоводитель, что на 148 человек больше, чем в прошлом году».
Большая часть катеров бороздит воды Байкала в районе Листвянки и на Ольхоне.
«Самое распространенное нарушение — оказание услуг без лицензии (187 протоколов). Далее идут выезд на лед вне установленных переправ (87 случаев) и нарушение правил эксплуатации судов (68 протоколов), — отметил врио начальника полиции Иркутского линейного отдела МВД России на транспорте Василий Виноградный. — Кроме того, выявлено 24 факта предпринимательской деятельности без лицензии, восемь эпизодов управления судном без документов, а также по одному случаю управления в состоянии опьянения и нарушения правил выпуска судна в плавание».
Отдельно было сказано о 23 случаях нарушения закона о тишине. Организаторов турпроездок, которые зазывают отдыхающих на Байкале прокатиться на катерах, объявляя об этом в громкоговоритель, штрафуют. Мера, безусловно, достаточно странная — в Санкт-Петербурге их коллег наказывают только в том случае, если они собирают туристов ночью. Но она существует.
Как уточнила прокурор отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Дарья Лазук, самые грубые случаи — это оказание услуг без лицензии и управление судами без прохождения технического осмотра. Значительную часть штрафов составили взыскания по 20 эпизодам незаконной перевозки туристов.

«Сфера туристических услуг постепенно становится практически полностью легальной, — отметила прокурор, — но факты безлицензионных перевозок пока сохраняются».
Итоги навигации подводили в Иркутске в пятницу, 10 октября, накануне трагедии в Листвянке ( к этому моменту она прекратилась на всех реках региона, кроме Ангары). И эксперты отметили — на тот момент за навигационный период 2025в Иркутской области года не было зафиксировано ни одного происшествия с гибелью людей. Трагедия 11 октября, увы, «поправила» эту статистику.
Однако такие трагедии всё же редкость. Так, в мае 2025 года, в районе острова Тонкий (это популярное у туристов место наблюдения за нерпами), на Байкале со стороны Бурятии, обнаружили катер с пятью погибшими туристами, в апреле 2024 года на Байкале перевернулась аэролодка, и утонули два человека, а в июле 2023 года на реке Снежная в Слюдянском районе опрокинулись катамараны с туристами, в результате чего погибла женщина. В этом же году из серьезных ЧП, помимо произошедшего, было лишь столкновение судна с навигационным оборудованием на Байкале.