Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Аргументы и Факты
irk.aif.ru
16+
Иркутск
Примерное время чтения: 4 минуты
4205

Чудом выжили двое. Как в 1963 году под Иркутском разбился самолёт Ту-104

Советский самолёт Ту-104
Советский самолёт Ту-104 Коллаж АиФ

Самолет Ту-104Б с бортовым номером СССР-42492 выполнял регулярный рейс SU-012 по маршруту Пекин-Иркутск-Москва. 13 июля 1963 года, при заходе на посадку в Иркутске, произошла трагедия. Воздушное судно обеими стойками шасси и хвостовой опорой ударилось о склон возвышенности, после чего, пролетев около 700 метров, окончательно потеряло управление. Подробнее в материале irk.aif.ru.

Погодные условия и роковое решение

Самолёт совершал международный рейс SU-012 по маршруту Пекин—Москва с промежуточной посадкой в Иркутске. В 02:49 по московскому времени Ту-104 вылетел из аэропорта Пекина, набрал высоту и занял эшелон 9000 метров. На борту лайнера находились 27 человек: 20 взрослых и 7 детей.

В небе над Иркутском в это время была сложная метеообстановка: низкая облачность с нижней границей всего 130 метров (по замерам экипажей — 160–170 метров), слабый дождь и видимость около 3,5 км. Северо-западный ветер не представлял угрозы, но высота облаков уже была ниже допустимого минимума для посадки в Иркутске. Несмотря на это, диспетчерская служба разрешила Ту-104 следовать на посадку.

В 09:54 по местному времени (04:54 МСК) экипаж доложил о пролёте контрольной точки Голоустное и получил команду снижаться до 2100 метров, готовясь к заходу на ВПП по курсу 294 градусов. Однако дальнейшие события развивались стремительно и трагически.

Ошибки и фатальные команды

В 10:00:30 пилоты сообщили о снижении до 1200 метров, но диспетчер старта, вопреки реальным данным, завысил высоту облачности. Фактически она составляла всего 100 метров, но командир корабля не перепроверил информацию.

К 10:04 лайнер находился уже в 9 км от полосы, когда диспетчер скорректировал курс и потребовал снижаться до 280 метров. Вскоре последовало новое указание: «Увеличить скорость снижения» — самолёт шёл выше глиссады. В 10:04:35 команду повторили, а через несколько секунд связь с экипажем прервалась.

Последние секунды перед катастрофой

Радар зафиксировал, что после прохождения отметки 3 км Ту-104 начал резко терять высоту. В 10:05:25 диспетчер отчаянно передал: «Резко не снижайтесь, прекратите снижение!» — но ответа не последовало.

На последнем участке захода вертикальная скорость достигла 10 м/с при норме 5–6 м/с. Выйдя из облаков на высоте 110–120 метров, пилоты увидели землю и резко взяли штурвалы «на себя», добавив тягу. Однако двигатели Ту-104 не успели выйти на нужный режим. В 10:05 самолёт задел опору огней высокой интенсивности, ударился шасси о склон, подбросило в воздух и, развернувшись, врезался в землю в 1880 метрах от ВПП. От удара и последовавшего пожара лайнер полностью разрушился.

Из 33 человек на борту спастись удалось лишь двоим. 

Забытая трагедия Ту-104 в 1963 года - многие о ней и не знают.
Забытая трагедия Ту-104 в 1963 года - многие о ней и не знают. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Специальная комиссия по расследованию катастрофы рейса Пекин-Иркутск-Москва выявила цепь трагических совпадений и технических неполадок, приведших к трагедии. Как выяснилось, в день катастрофы аэродром Иркутска фактически не соответствовал требованиям для приёма воздушных судов - облачность опустилась до 160 метров при минимально допустимых 190 метрах. Однако диспетчерская служба продолжала передавать экипажу заведомо завышенные показатели, вместо того чтобы перенаправить лайнер на запасной аэродром.

Первоначальная версия о вине экипажа и диспетчеров не подтвердилась. Техническая экспертиза установила, что в систему статических давлений попала влага, что привело к критическому искажению показаний высотомера и других приборов. Пилоты, получая противоречивые данные - от диспетчеров и от неисправных приборов - оказались в информационной ловушке. Их попытка компенсировать мнимую потерю высоты привела к фатальному снижению.

Последующая экспертиза полностью реабилитировала экипаж. Расчёты показали: самолёт находился на правильной глиссаде, а заявленные следствием 10 м/с вертикальной скорости снижения были физически невозможны для Ту-104. Катастрофа произошла именно в точке, соответствующей нормальной высоте захода на посадку.
Несмотря на оправдательные заключения экспертов, руководство аэропорта приняло кадровые решения - диспетчерская смена была уволена за нарушение инструкций. Однако уголовное дело против них пришлось прекратить за отсутствием состава преступления. Эта трагедия стала поводом для пересмотра системы контроля за состоянием бортового оборудования и процедур взаимодействия экипажей с наземными службами.

Рейс 012 компании «Аэрофлот»  должен был доставить пассажиров из Пекина в Москву с промежуточной посадкой в Иркутске. Однако вместо аэропорта назначения самолет навсегда остался лежать в сибирской земле, унеся с собой 33 человеческие жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах