«В этом полете геометрия крыла была, очевидно, поломана наледью. ATR стал вести себя непредсказуемо» - такой вывод сделали по расшифровке данных бортовых самописцев.
Согласно записи, после включения автопилота и попытки убрать закрылки самолет начало трясти. Командир отключает автопилот и переходит на ручное управление. Самолет делает резкий крен вправо и начинает терять высоту. Пилоты штурвалом пытаются его выправить. Они не понимают, что происходит. Все их силы направлены на то, чтобы вернуть контроль над машиной.
Самолет продолжает снижаться и кренится всё сильнее, но уже на левое крыло. Речевой информатор электронным голосом предостерегает о недопустимом снижении. До земли уже всего 120 метров.
Экипаж пытался доложить о терпящем бедствии судне, но слова пилотов – «UTair, 120-й. Падаем!», - диспетчер не услышал. Последние слова зафиксировал только бортовой самописец, сообщают «
Первый пилот, видимо, по ошибке зажал кнопку самолетно-переговорного устройства (СПУ), а не радио, они обе находятся на штурвале. Очевидно, что у пилотов до самого конца так и не возникло мысли об обледенении.
То, что причиной катастрофы мог стать намерзший лед, Межгосударственный авиационный комитет не опровергает. Напомним, 6 апреля Росавиация разослала всем перевозчикам телеграмму, из которой следует, что наземные службы не обработали самолет антиобледенителем, что могло привести к катастрофе.
Напомним, в понедельник, 2 апреля 2012 г. в 7:40 по местному времени (5:40 мск) самолет ATR-72 авиакомпании UTair вылетел из тюменского аэропорта Рощино, на его борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа. В крушении самолета погиб 31 человек, 11 выжили.
В ночь на 12 апреля в тюменской областной больнице скончалась еще одна пострадавшая при крушении самолета ATR-72 - Людмила Волкова.
Число погибших в результате авиакатастрофы под Тюменью достигло 32. В больницах по-прежнему остаются 10 пострадавших в авиакатастрофе.
Первая крупная авария с этим самолетом произошла в 1994 году близ американского Роузлоуна. Погибли все пассажиры - 68 человек. Причиной стало обледенение и потеря управления при ожидании захода на посадку. После расследования было выявлено несовершенство формы крыла, которое и вызывало нарастание льда при определенных метеоусловиях.
Вторая крупнейшая авария произошла 4 ноября 2010 года близ кубинской провинции Санкти-Спиритус. Погибли все пассажиры. Известно, что авария произошла из-за обледенения при полете на высоте около 6000 м. Самолет потерял высоту и разбился в горах.
Еще до этой аварии пилоты судна отмечали опасность управлением самолетом при определенных метеоусловиях и возможность падения.
Последней крупной аварией стало крушение ATR 72 под Тюменью. Самолет упал недалеко от аэропорта, по данным очевидцев, проблемы у экипажа возникли сразу после взлета.