На семью ветеранов Великой Отечественной войны из села Мальта Усольского района в конце марта ночью напали двое грабителей, избивали, пытали стариков. Несколько дней назад грабителями тяжело ранен фронтовик из Красноярского края. Те, кто в сорок пятом сумел побороть фашизм, сегодня оказались бессильны перед зверством единиц и равнодушием сотен.
За последние полтора месяца их уже тринадцать - только тех, о ком написали и рассказали средства массовой информации. Пять человек - из Иркутской области, ещё два из соседней Хакасии, один из Красноярского края и один из Тувы... На девятерых из тринадцати пострадавших ветеранов руку подняли в Сибири, которую гитлеровцы хотели превратить в колонию. Имена многих даже не называются, сообщения безлики «86-летний фронтовик», «ветеран-пенсионер»…
Кажется, теряем память
Участница войны Наталья Антоновна прекрасно помнит всё: и как в 13 лет носила молоко партизанам, и как в свои 80 лежала лицом на полу под сапогом современного фашиста: «Я бы его даже по чеботкам (ботинкам. - Ред.) узнала: носок узкий и с подковкой».
Супруги очнулись в собственном подвале. Налётчики унесли всё ценное за исключением юбилейной медали Натальи Антоновны «65 лет Победы». Прошло уже две недели, а обидчиков ветеранов до сих пор не нашли.
В Мальте супруги Гуровы живут на самом краю посёлка, возле леса. Тем не менее в каждом дворе есть сторожевые собаки, все соседи обзавелись сотовыми телефонами. Однако даже днём достучаться до тех, кто живёт по соседству с ветеранами, оказалось сложно.
- Ночью ничего слышно не было, - наконец вышел на стук сосед Александр Рудзис, - ни собак, ни криков.
- А утром, когда узнали, что случилось, пришли помочь?
- А они и не просили. У них есть дочь, зять, и живут хорошо, не бедствуют. Чем мы им помочь можем?
- Но когда случилось всё, когда нужно было в больницу увезти, освободить из подполья - тогда-то помогали?
- Помогал.
- Чем?
- Ну, по хозяйству…
Единственная из соседей пришла к Наталье Антоновне в больницу дачница Елена, которая в своём домике по соседству от Гуровых бывает только по выходным. «Не представляю, как можно было не услышать. На женщину напали на улице, она не молчала, звала на помощь, на неё кричали, лаяла собака. Неужели нельзя было позвонить в милицию или созвониться с другими соседями: наших бьют, нужно вместе выйти, спасти? А потом местные газеты почему-то написали, что старикам помогали соседи - на самом деле с ними никого рядом и не было, кроме дочери и зятя».
В центре посёлка вопрос, как помогали мальтинцы ветеранам Гуровым, ставит местных в тупик. Не сразу вспоминают, что где-то возле леса действительно живут люди с такой фамилией. Здесь лучше помнят избитого до состояния комы и гибели Никиту Чемезова. Малыша, которого истязал никем не остановленный изверг-отчим.
«Мы помощи и не просили»
Помогать Гуровым, у которых есть свои коровы, а дочь живёт рядом, здесь кажется чем-то неуместным. Ещё больнее от того, что привыкли к этому и сами ветераны. «Мы помощи не ждали и не просили, - рассказывает Наталья Антоновна, - привыкли всё делать сами, втроём с дедом и зятем косим сено для коровы». Старикам привычнее самим помогать: откладывают деньги для внуков, приютили в своём доме женщину, потерявшую мужа. И сейчас Наталья Антоновна думает о том, как вернётся и будет дальше работать, как увидится с мужем. Жалеет только, что придётся увести на мясокомбинат кормилицу-корову: после полученных не на войне ран с хозяйством ей уже не справиться.
…А лечащий врач Натальи Антоновны Владимир Майков за свою врачебную практику не помнит года, чтобы к нему в центральную районную больницу не поступали 80-90 летние пациенты: «Хотя в травматологию попадают единицы, в таком возрасте их и бить-то не надо. Лежат у нас старики, но молчат».
У нас нет имён ветеранов, погибших от невоенных ран в «благополучном» 21 веке. Мы не знаем тех, кого не смогли сломить немцы, но кого сегодня губит равнодушие. Простите.
Невоенная хроника
Ветераны Великой Отечественной войны, раненные в мирное время:
- 5 марта, Усть-Кут. Ветеран Александр Георгиевич Ходаков.
- Предположительно 10-12 марта, Кызыл, Тува. 87-летний фронтовик.
- 13 марта, Усолье-Сибирское. Фронтовик Михаил Федосеевич Федоренко.
- 17 марта, село Марьясово, Хакасия. 82-летний ветеран труда.
- 26 марта, посёлок Мальта, Усольский район. 74-летний Анатолий Карпович и 80-летняя Наталья Антоновна Гуровы.
- 30 марта, село Баклаши, Шелеховский район. Избита на улице 82-летняя пожилая женщина, ветеран Великой Отечественной.
- 2 апреля, деревня Белогорка, Красноярский край. Преступники напали на 86-летнего ветерана.
- Убита не на войне:
- 7 марта, Черногорск, Хакасия. 87-летняя женщина-ветеран.