25 июля 1971 года в истории советской авиации стала чёрной датой. В этот день при заходе на посадку в Иркутском аэропорту разбился Ту-104, выполнявший рейс по маршруту Одесса—Владивосток. Подробнее в материале irk.aif.ru
Последний рейс
В воскресное утро 25 июля 1971 года воздушное судно следовало по одному из наиболее протяжённых авиамаршрутов советской эпохи — из черноморской Одессы на дальневосточный Владивосток, преодолевая 8000 километров через всю страну.

«По маршруту полета прогнозировалось: облачность 6-9 баллов, кучево-дождевая, верхняя граница 3-4 километров, нижняя граница 200-300 метров, в облаках сильная болтанка, ливневый дождь, обледенение на высотах от 4 000 до 2 500 метров», — сообщают на портале avia.pro.
По техническим характеристикам Ту-104 не мог совершить беспосадочный перелёт такой дальности, в связи с чем экипажу предстояло сделать остановки в нескольких городах: Киеве, Челябинске, Новосибирске, Иркутске и Хабаровске.
Фатальное снижение
В 08:29 экипаж начал снижение по глиссаде. На удалении 8 километров от полосы самолёт стал отклоняться влево, но пилоты быстро скорректировали курс. Однако затем произошло нечто странное: приборы, вероятно, завысили скорость, и экипаж, пытаясь её снизить, перевёл лайнер в горизонтальный полёт. В результате реальная скорость упала до 270–275 километров/в час (при рекомендуемых 300 километров в час), а вертикальная скорость снижения резко возросла до 9 километров.
«Сход самолета с полосы влево произошел под углом 15-20 градусов к её оси на удалении 400 метров от торца и сопровождался отделением левого крыла со стойкой шасси», — говорится на портале авиционного сайта.
В 08:35 самолёт грубо ударился о полосу правой стойкой шасси, затем левой и носовой.
«Общая длина движения самолета и его разрушенных частей от места первого касания составила 500 метров. Самолет частично сгорел», — об этом пишут на avia.pro.
Загадка катастрофы
Официальная причина так и не была установлена. Расследование выявило несколько ключевых факторов: неправильные показания приборов — возможно, из-за разгерметизации трубопровода скорости, ошибки экипажа — попытка снизить скорость привела к потере высоты, сложные метеоусловия — низкая облачность и дымка могли дезориентировать пилотов.

Последствия трагедии
На борту находилось 126 человек, 8 членов экипажа и 118 пассажиров.
«Самолет частично сгорел. В результате катастрофы погибли 93 пассажира, в том числе 20 детей, и 4 члена экипажа. Из них 61 человек погибло от травм, 36 человек — от отравления газом», — данные сообщают на портале.
Эта катастрофа стала ещё одним аргументом в пользу вывода Ту-104 из эксплуатации. К 1970-м годам самолёт, созданный на базе бомбардировщика Ту-16, уже считался морально устаревшим и ненадёжным.
Иркутская трагедия осталась одной из самых загадочных в истории советской авиации. До сих пор нет однозначного ответа, что именно привело к падению лайнера — техническая неисправность, человеческий фактор или роковое стечение обстоятельств.
Чудом выжили двое. Как в 1963 году под Иркутском разбился самолёт Ту-104
Алиханов: Полностью импортозамещённый МС-21 поднимется в небо в августе
48 лет назад в Якутии разбился самолет, летевший в Иркутск
В аэропорту Иркутска задержаны рейсы из-за позднего прибытия самолётов