И хотелось в город, хотелось в кадеты, но отец вразумлял: «Наше дело - землю пахать». А однажды военные принесли беду: к тому времени, как окончил Афанасий школу, накатило смутное лихо, и насмотрелись тогда все и на красных, и на белых, которых мир не брал.
Прежняя жизнь с тех пор так и не вернулась: начать бы землю пахать и жить хозяйством, но прямо в Баклаши и Акинино из Иркутска снова наехали военные, но уже без погон. Вот что много лет спустя написал о тех днях Афанасий Павлантьевич Белобородов, уже будучи героем и генералом: «Весной 1923 года приехали к нам курсанты Иркутской пехотной школы… Смотрел я на них - подтянутых, ловких, в скрипящих ремнях командирской амуниции - и сердце ныло, давняя мечта покоя не давала».
И вот фотография 1926 года: стройный молодой человек, в кителе с петлицами, в высоких сапогах - курсант 9-й Иркутской пехотной школы командиров взводов, которая располагалась в бывшем кадетском училище на Тихвинской (ныне улица 5-й Армии).
Две звезды
И жизнь пошла стремительно. События на КВЖД в 1929 году, бои с японцами на озере Хасан, в 1940 году Халхин-Гол в Монголии, где политрук Белобородов и командарм Жуков проходили первую горячую школу войны. Георгий Константинович получил тогда первую золотую звезду героя, и его отзывали в Москву, а грудь Афанасия Павлантьевича украсил орден Боевого Красного Знамени, и его произвели в полковники с назначением на должность начальника отдела боевой подготовки Дальневосточного фронта.
Отечественная война грянула неожиданно для всех и сразу. На западе тяжёлое отступление, уничтожение целых армий, а на востоке стоят обученные дивизии, вооружённые, отдохнувшие, но трогать их нельзя: японцы зорко следят за событиями на западе и выжидают момент, чтобы отхватить у России восточный плацдарм. В Иркутске и в Забайкалье затемнения - свет зажигать нельзя, школы и детские сады переоборудуются под госпитали, школьники собирают бутылки по дворам и сараям, и эту стеклотару на винно-водочном заводе «Кедр» заряжают горючей смесью и отправляют на фронт.
К осени немцы - под Москвой, а дальневосточные армии срочно грузятся в эшелоны и сквозным маршрутом уходят к столице. Это время помним уже и мы, дети войны.
Прибыв под Москву, Белобородов сходу вводит в бой свою 9-ю стрелковую дивизию 165 армии, которая преграждает дорогу немцам у Волоколамского шоссе, под самыми стенами столицы.
В Иркутск из Подмосковья шли эшелоны с ранеными. Мы ходили в госпиталь и пели там песни, читали стихи, и раненые, вывезенные из-под Москвы, слушали нас, не скрывая слёз.
В начале 1942 года Жуков и его штабисты готовят операцию по окружению и разгрому немцев под Сталинградом. Участвует в разработках и полковник Белобородов. В 1943 году военным возвращают погоны и, примеряя их, Афанасий Павлантьевич, возможно, вспоминал тех юных кадетов, которых когда-то видел на улицах Иркутска.
В июне 1944-го, теперь уже генерал-лейтенант, он разрабатывает и блестяще проводит знаменитую Витебскую операцию, за которую получает свою первую «Золотую Звезду». В начале последнего военного, 1945-го, года Белобородову поручают сложную и тяжёлую операцию по штурму и взятию Кёнигсберга. За неё командарм удостаивается второй «Золотой Звезды».
В победном блеске
В мае 1945 года война победно завершается, а на Востоке у наших границ всё ещё стоит японская армия. В августе, теперь уже генерал-полковником, Белобородов вернулся сюда во главе 1-ой Краснознамённой Дальневосточной армии. Передислоцированные с запада войска - уже не те, что ушли в 1941 году защищать Москву, - это хорошо вооружённая, имеющая четырёхлетний опыт ведения современной войны армия, и командовал ею опытнейший военачальник, которому понадобилось всего две недели, чтобы смести миллионную Квантунскую группировку японцев.
Здесь, на Востоке, завершилась параллель судеб маршала Жукова и генерала армии Белобородова, которые вместе начинали боевой путь в степях Монголии, вместе продолжили его под Москвой, оба стали героями войны и выдающимися командармами. Завершилась для них вторая мировая в одинаковом победном блеске. По приказу Сталина парад в честь победы над фашисткой Германией в Москве принимал маршал, четырёхкратный Герой Советского Союза Георгий Жуков. Также, по приказу Сталина, парад в честь победы над Японией, в сентябре 1945 года, в Харбине, принимал генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Афанасий Белобородов.
Давно нет деревушки Акинино, она слилась с деревней Баклаши, в которой прославленный герой войны построил новую, кирпичную школу взамен старой, деревянной, где когда-то учился сам. Школа, конечно, носит его имя, а в музее Шелехова хранятся личные вещи командарма: генеральская шинель, офицерский планшет и компас времён войны, персональный пропуск на Красную площадь. В Иркутске, в комплексе мемориала Вечного огня возвышается бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Афанасия Белобородова. А похоронен наш земляк - по его завещанию - на 41-м километре Волоколамского шоссе, на мемориальном воинском кладбище «Снегири». Недалеко, на 42-м километре, стоит мемориальный комплекс «Воинам-сибирякам» - солдаты поднимаются в атаку, а за ними красная Кремлёвская стена.