Примерное время чтения: 8 минут
1539

Актёр Юрий Степанов прославил малую родину

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. «АиФ в Восточной Сибири» 06/06/2012
Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

Ещё бы, когда действовал старый Московский тракт, тайтурские девушки считались самыми модными в округе. Когда­то в этих краях был передовой совхоз. Но главный предмет гордости местных ­ в Тайтурке вырос Юрий Степанов ­ известный актёр, трагически погибший два года назад.

Здесь постоянно ощущается пограничность. Панельные пятиэтажки «переглядываются» с потемневшими деревянными избами, а просёлочные дороги пересекаются с асфальтированными. Даже в местном Доме культуры сосуществуют город и деревня. Пока на одном этаже постукивает старинный ткацкий станок, на другом репетирует детский духовой оркестр.

Двухэтажный поселковый клуб на самом деле носит статус Центра традиционной славянской культуры. Улыбчивая зеленоглазая Елена ЕФИМОВА - одна из его сотрудниц - показывает нам коллекцию русских кукол: вот, например, «подорожница» с мешочком гороха, которая давалась путешественникам. Вот кормилица, вот Масленица, вот Берегиня. Кукла-перевёртыш «девка-баба», весенняя кукла-птица, кукла для беременных… У всех - одна особенность - белая тряпка вместо лица.

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

- Без лица кукла добрее. Наши предки считали, что если у неё будут глаза, нос, рот - любое отверстие, то в неё может вселиться злой дух, - рассказывает Елена Ефимова. - Кукла считалась талисманом не только для детей, но и для взрослых. Она шилась непременно из изношенной одежды и становилась третьей стадией перерождения самотканого полотна: взрослый костюм, потом детская одежда, потом - кукла.

Свадьба «а-ля рюс»

Наша собеседница - единственная в Иркутской области мастерица, которая сегодня умеет ткать красно-белые, так называемые браные узоры («браный» - от слова «брать», «набирать», ругательства здесь ни при чём).

Собирательница древностей, за несколько лет она создала здесь небольшой музей. А когда к ней в руки попали два старинных ткацких станка, потребовалось больше года, чтобы освоить работу на них. Оказывается, что ткацкую технологию в Тайтурке успело забыть всё поколение нынешних бабушек. Сейчас Елена готовится к поездке на всероссийский конкурс ткачей, который с недавнего времени начал проводиться в нашей стране.

 

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

 

О зарождающейся моде на фольклор говорит и здешняя собирательница старинных обрядов Валентина СИЗЫХ. Уже несколько раз её приглашали проводить свадебный обряд по всем канонам в соседние Усолье и Ангарск. Традиционный каравай на такой свадьбе не кусают, а разламывают, а жених и невеста, например, пьют из деревянных кружек, которые после пускают по кругу.

На то, чтобы узнать, как в Сибири трансформировались славянские девичники, свадьбы или сватовства, у Валентины Николаевны уходило по несколько лет. Сегодня они с коллегой Ларисой Веселовой - собирательницей песен - хотели бы издать книгу о русских обрядах в Сибири. Пока тексты старинных песен и сценарии игр - только у них в памяти.

…Из «деревенской» Тайтурки переходим в «городскую». Руководитель детского духового оркестра - подтянутый загорелый мужчина Юрий МАЛЫШЕВ рассказывает о знаменитых тайтурских музыкантах. Вот одна из первых фотографий - мужской духовой оркестр (он появился в посёлке сразу после войны) гордо шагает по главной улице. А вот современный снимок - с инструментами сидят уже школьники. Сегодня в Иркутской области есть несколько детских духовых оркестров, но первый появился именно здесь, в Тайтурке.

Юра с улицы Урожайной

Валерий БАРАНОВСКИЙ - директор центра славянской культуры - вспоминает Юрия Степанова, пожалуй, самого известного выходца из Тайтурки. Актёр театра и кино, он играл в московском театре «Мастерская Петра Фоменко», снимался в фильме «Штрафбат», «Караси», сериале «Гражданин начальник». В детстве будущий актёр занимался у Людмилы Николаевны Асадульевой, матери Валерия Петровича. Юрий Степанов был постоянным гостем в доме Барановских-Асадульевых и дружил со старшим братом Валерия Петровича. В Тайтурке вспоминают, что с раннего детства Юрий мечтал стать актёром. Из-за этого с ним долгое время не разговаривал отец, директор здешнего совхоза. Тот надеялся вырастить из сына замену и отказывался видеть в нём будущего артиста.

Фото: www.russianlook.com

- Он никогда не был паинькой, - вспоминает Валерий Барановский, - с моим братом Димкой они постоянно убегали по грибы, однажды их даже поймали военные на охраняемой территории. Как-то мальчишки играли дома в «ножички» и превратили в решето шерстяной ковёр на стене. А вдохновлённые мечтой о космосе, они спустили кошку с третьего этажа на игрушечном парашюте.

В надежде застать кого-то из родственников, мы проехали сфотографировать одноэтажный жёлтый дом на улице Урожайной, где вырос Юрий Степанов. Он стоит в тихом местечке возле каменной школы. В пяти минутах езды от бывшего постоялого двора. Там, по местной легенде, вроде бы останавливался Антон Чехов. По иронии судьбы, именно по чеховской пьесе была сыграна последняя роль погибшего в аварии тайтурского артиста.

Сказки старого тракта

…Центральная улица посёлка - «деревенская», с вросшими в землю и потемневшими домами - часть старого Московского тракта. Сегодня она называется Ленина, предыдущего названия никто вспомнить не смог. Когда-то по ней шли каторжники: местные жители до сих пор находят на огородах и на чердаках кандалы. «Чеховский» дом забит досками, а крыша провалилась. Заметив незнакомцев с фотоаппаратом в руках, ко мне навстречу выходят местные жители. Рассказывают, что когда-то на доме висела мемориальная табличка о том, что это здание было построено в 1814 году. Табличка давным-давно потеряна, а других способов проверить эту информацию у нас нет.

Фото: Инны ПАЛЬШИНОЙ

 

Улица уходит прямо в воду. До того, как появился мост через реку Белую, здесь была паромная переправа. А напротив когда-то стоял тот самый конный двор, с которого и начиналась Тайтурка. Двора давным-давно нет, но сохранилось расположенное рядом здание лавки, зелёное с резными наличниками. С одной стороны висит вывеска «Дежурный магазин», с другой - «Ритуал». И всё-таки древности держатся за жизнь. Елена Ефимова показывает остатки бревенчатого сруба за соседним забором:

- Уже много лет хозяева не могут его разобрать. Растаскивают по бревну, а он всё стоит. Видите, как строили, на века…

Мы уезжаем из Тайтурки. Если подняться на мост, посёлок будет виден широко, как на ладони. И где-то там, среди шиферных крыш, если приглядеться, можно найти и хватающийся за жизнь старинный сруб, и «чеховский» постоялый двор, и жёлтый домик Юрия Степанова.

Кстати:

В центре славянской культуры «Родник», расположенном в Тайтурке, выяснили, как славянские обряды адаптировались к Сибири. Именно в наших краях, например, молодожёны должны были вместе встать на колени на шубу - этот обряд означал, что семья будет жить в достатке. Во время имянаречения (чтобы дать ребёнку имя, наши предки также проводили сложный обряд) в люльку младенцу стелили шубу кверху мехом. Даже традиционные русские танцы в Сибири претерпели изменения. В сборнике «Танцы Иркутской области» рассказывается про тайтурскую кадриль. От классической русской она отличается, например, тем, что в ней принимают участие всего четыре человека. Из-за сибирских морозов большую часть посиделок парни и девушки проводили в избах, поэтому танец пришлось «укомпактить».

Справка:

Слово «Тайтурка» переводится с тюркского «седлай коней». Название прекрасно объясняет происхождение посёлка. Он был построен в 1734 году как ямская станция, на которой путники могли остановиться на ночь и поменять лошадей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах