Будет ли в Иркутске введён институт сити-менеджера или горожане по-прежнему станут выбирать мэра прямым голосованием? Ясность в этот вопрос внесут депутаты Законодательного собрания 24 декабря на последней в уходящем году сессии.
Им предстоит рассмотреть сразу в двух чтениях изменения в закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».
Однажды, 20 лет спустя…
Андрей Лабыгин |
Напомним, он был внесён в региональный парламент председателем комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Андреем ЛАБЫГИНЫМ 28 ноября. И вызвал, надо сказать, недовольство среди определённой части горожан, которые пообещали организацию митингов и пикетов, а также сбор подписей против отмены поправок.
Но не прошло и месяца, как всё больше здравых и авторитетных голосов поддерживают разделение должностей внутри администрации города. Мэр должен заниматься политикой, сити-менеджер - умело управлять сложным городским хозяйством.
В Иркутске с 1994 года всегда были прямые выборы мэра. И как они помогли нашему городу? - спрашивает политолог Игорь КОМОРНИКОВ.
- Может быть, у нас какие-то особо качественные дороги? Или замечательная транспорт-ная развязка? Или торгово-развлекательные центры у нас не строят в жилых массивах? «Прямые выборы» в значительной мере являются психологической иллюзией. Ведь большинство вопросов городского хозяйства принимаются на среднем управленческом уровне, а исполняются на низовом. Этих людей в администрации никто не выбирает, - отмечает политолог.
С чистого листа
- Есть ещё один немаловажный момент, который не стоит сбрасывать со счетов. Выборы в современной России - это индустрия, а выборы в большом городе - индустрия, подразумевающая большие финансы, - напоминает Игорь Коморников. Для победы на выборах мэра Иркутска в 2015 году потребовалось бы от 70 до 140 миллионов рублей - при условии конкурентных выборов. Получается, что кандидат на должность градоначальника заранее настроен эти деньги уже в первый год пребывания у власти «отбить», а в каждый последующий - преумножить. Причем, не только для себя. Даже законных и почти законных механизмов для этого множество, однако в пылу азарта «всенародно избранные мэры» зачастую идут на вопиющие нарушения закона.
Действующее федеральное законодательство предусматривает две модели управления городским округом - либо прямые выборы, либо введение института сити-менеджера.
Сергей Шишкин |
- Я считаю, что это не два альтернативных варианта, а равновеликие вариации на одну и ту же тему, - убеждён председатель Общественной палаты Иркутска, профессор, доктор юридических наук Сергей ШИШКИН. - У противников института сити-менеджера один «железный» аргумент против него. Он показал свою неэффективность в Братске и Усолье-Сибирском. Но давайте вспомним, как он там появился - после того, как посадили местных мэров. Депутаты дум были изначально связаны с ушедшими мэрами, и конфликт между председателем Думы и сити-менеджером был заложен изначально. Потому что там муниципальное право выросло из уголовного. В Иркутске мы начинаем с чистого листа. У нас нет никаких форс-мажорных обстоятельств, поэтому есть все слагаемые для успешной реализации этой модели управления городским округом.
Мнение:
Эдуард ДЕВИЦКИЙ, председатель избирательной комиссии Иркутской области:
- Избирательная комиссия призвана обеспечить организацию и проведение выборов в рамках действующего законодательства. Если депутаты Законодательного собрания примут законопроект о том, что мэр Иркутска будет избираться из числа депутатов городской Думы, а административные функции возложат на назначаемого сити-менеджера, то необходимо будет внести корректировки в Устав Иркутска.
Фактически же со второй половины 2014 года наблюдается общероссийский тренд, когда региональные парламенты принимают решение о введении института сити-менеджера в столицах субъекта Федерации. В июне Заксобрание Забайкалья проголосовало за изменение системы избрания главы города Читы. Аналогичные решения приняты в Челябинске, Самаре, Орле, Ростове, Ульяновске и ряде других городов. Так что ситуация в Иркутске не является исключительной.