Примерное время чтения: 4 минуты
351

Защитные меры. Как пенсионеров и инвалидов уберечь от аферистов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ в Восточной Сибири 06/07/2022
30% жертв финансовых мошенников - пожилые люди.
30% жертв финансовых мошенников - пожилые люди. freepik.com

За 2021 год жертвами мошенников в Иркутской области стали около четырёх тысяч человек, из них около 30% - пожилые люди. Вопросы финансовой безопасности инвалидов и пожилых жителей Приангарья обсудили на Общественном совете при Законодательном собрании Иркутской области.

«Тема, которую мы обсуждаем крайне важная, - подчёркивает спикер областного парламента Александр Ведерников. - Мы постоянно слышим в новостях о мошенничестве в отношении пенсионеров и инвалидов. По данным прокуратуры региона, только с начала этого года из старшей возрастной группы от мошенников пострадало более 900 человек. Именно они в силу своей доверчивости и слабой информированности чаще всего становятся жертвами злоумышленников. Наша задача - помочь пожилым людям и инвалидам и обеспечить их безопасность. Большую роль в профилактике играет информирование населения, но одной памяткой не исправишь ситуацию. Необходим комплексный подход, который мы с вами должны разработать».

Преступные схемы

Как рассказал депутатам и общественникам начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Андрей Жбанов, сейчас мошенники в большинстве своём работают удалённо с использованием информационных технологий. В прошлом году в этой сфере было зарегистрировано 8444 преступления, из них 3,5 тысячи - мошенничество, совершённое при помощи пластиковых карт, компьютерной техники, фиктивных электронных платежей и средств мобильной связи. Общая сумма ущерба превысила 200 млн рублей.

Основные способы мошенничества - звонки от якобы представителей правоохранительных органов с информацией об авариях и других, не происходивших на самом деле происшествиях, а также от лжесотрудников банков. Занимаются мошенники и продажей в интернете несуществующих товаров. В 2020 году было раскрыто около 1,5 тысяч таких преступления, в 2021 году - более 1,7 тысяч.

«Чтобы повысить раскрываемость и уменьшить преступность, мы работаем с операторами мобильной связи, банками и интернет-ресурсами», - подчёркивает Андрей Жбанов. 

Тем временем появился новый вид обмана, заявила на площадке Заксобрания управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Иркутской области Надежда Козлова.

«В отделение Пенсионного фонда стали часто поступать обращения от пожилых людей, которые получили якобы официальные уведомления о перерасчёте пенсий от юридических организаций, - сказала Надежда Сергеевна. - Естественно, это обман и вместо надбавок доверчивые люди несут убытки, передавая свои накопления в чужие руки. Мы помогаем обманутым пенсионерам - работаем с каждым индивидуально».

Знание поможет

На Общественном совете при ЗС высказывались предложения по мерам, которые необходимо принять, чтобы помочь гражданам обезопасить свои финансы. Одно из них - усилить информирование. Именно из-за недостатка информирования старшее поколение поддаётся на уловки мошенников, считают представители Росреестра.

«Схемы мошенничества с недвижимостью не такие распространённые, как в той же банковской сфере, но они есть, - рассказал депутатам помощник руководителя Управления Росреестра по Иркутской области Михаил Жиляев. - Если бы пенсионеры знали, что имеют право подать в МФЦ заявление о невозможности проведения любых сделок с недвижимостью без личного участия владельца жилья, то это помогло бы им не стать жертвами злоумышленников».

В отделение Пенсионного фонда стали часто поступать обращения от пожилых людей, которые получили якобы официальные уведомления о перерасчёте пенсий от юридических организаций. Естественно, это обман.

Выступил заместитель председателя Байкальского банка ПАО Сбербанк Иван Подлужный. Он рассказал о новом сервисе Сбера по защите клиентов от мошенников – проверка операций близкого.

Суть сервиса в том, что онлайн-переводы клиента — перед тем, как их исполняет банк, — попадают на дополнительную проверку помощнику, который одобряет или отклоняет их исходя из цели операции. Если помощник сочтёт операцию подозрительной, он связывается с близким для уточнения обстоятельств и при необходимости блокирует ее исполнение. Таким помощником может стать любой близкий клиенту человек.

«Новый сервис разработан с учетом предложений наших клиентов, которые хотели бы таким образом обезопасить своих близких и пожилых родственников от мошенников. Как правило, человек переводит мошенникам деньги под психологическим давлением, а родственники узнают об этом постфактум и уже ничего не могут исправить. Подобные случаи можно предотвратить, если бы кто-то из близких мог отклонить перевод», - рассказал Иван Подлужный.

Кроме этого, в Сбере работает уникальная система фрод-мониторинга, в основе которой более 100 комбинаций математических моделей и алгоритмов. Система анализирует транзакции клиентов и при выявлении «подозрительной» операции подаёт сигнал для дополнительной проверки. В результате, система самостоятельно, без участия человека, выявляет подавляющее большинство попыток мошенничества и пресекает их.

По словам председателя Общественного совета Алексея Соболя, прозвучавшие на заседании предложения будут включены в перечень рекомендаций и направлены в правительство области, полицию, прокуратуру и отделения пенсионного фонда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах