Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обязывает регионы к 2024 году довести до нормативного состояния не меньше половины всех дорог, пролегающих по территории субъекта. Сейчас этот показатель в среднем по стране не превышает 44%.
Под нормативным состоянием имеется в виду соответствие трассы нормам техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». По нему на покрытии проезжей части не должно быть проломов, просадок, выбоин и других дефектов. Предусмотрены свои требования и к дорожным знакам, разметке, светофорам, ограждениям.
За соблюдением техрегламента в Иркутской области следят специалисты ФКУ «Упрдор «Прибайкалье». Они выступают наблюдателями, назначенными федеральным дорожным агентством, и ведут мониторинг всех 104 участков, включённых в список объектов по нацпроекту.
После каждого объезда вся отчётная документация заносится в систему оперативного управления «Эталон» в так называемый электронный дневник куратора, к которому имеют доступ заказчики, подрядчики (они, кстати, тоже ведут такие дневники), а главное – федеральные надзорные органы, осуществляющие контроль за строительством и ремонтом дорог.
«Информация содержится в единой базе. Соответственно, в Москве сразу видят, кто и когда выезжал на объект с контролем, какие там были замечания, как быстро их устранили. Такой подход очень дисциплинирует всех участников процесса», – признаётся начальник отдела эксплуатации автомобильных дорог и сооружений Виктор Цишковский.
Работа эта для кураторов не новая, они освоили её в предыдущие два года, когда также контролировали реализацию приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в Иркутске, Ангарске и Шелехове. Тогда на контроле специалистов было 73 объекта. Принимая дороги к вводу в эксплуатацию, в 2018 году они выявили 227 замечаний. По словам экспертов, чаще всего подрядчики грешат тем, что не могут предоставить проектную и исполнительскую документацию на объект, а также документы, подтверждающие контроль качества применяемых материалов и конструкций. Кроме того, в списке распространённых нарушений – некачественная установка бордюрного камня, трещины в асфальте, несоответствие асфальтобетонного покрытия принятым стандартам.
В этом году к подобному мониторингу кураторы приступят, как только подрядчики начнут производственные работы. Это будет в конце апреля – первых числах мая.