Проблемой очистки акватории бухты Нагаева всерьёз озаботились в ноябре прошлого года. Чтобы не допустить экологическую катастрофу, тогда было решено наконец поднять и утилизировать затонувшие суда и параллельно провести полную реконструкцию и модернизацию причала.
Подводный мусор представляет прямую угрозу для экологии, так как большинство судов содержит неизвлекаемые остатки ГСМ. Баки с тоннами топлива в любой момент могут «рвануть», и всё содержимое окажется на поверхности, как это было в 2018 году, когда вылившийся мазут из затонувшего судна «Профессор Моисеев» загрязнил не только водную акваторию, но и часть береговой линии.
Полгода - на каждый корабль
В феврале полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев дал поручение Минприроды разработать законопроект, по которому собственники затонувших судов будут обязаны поднимать их в течение трёх месяцев после аварии. В противном случае они лишатся права собственности на имущество. Но даже в том случае, если подъём затонувшего плавсредства будет осуществляться за государственные деньги, счёт потом все равно предъявят собственнику.
Понятно, что с подъёмом застарелых, годами ржавеющих на дне бухты судов так быстро на Колыме никто не справится. На днях министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Олег Косолапов дал интервью местному телеканалу «Колыма +», во время которого заявил, что на подъём и утилизацию требуется примерно полгода на каждое судно
«Первоначально проведём обследование, проектирование и экспертизу по подъёму судов. Я думаю, что этот процесс займёт от пяти до семи месяцев. К концу этого года будет завершена подготовительная работа, в следующем мы планируем поднимать первые суда. Это будет не раньше лета, - пояснил министр. - В прошлом году мы провели переговоры с министром природных ресурсов РФ Дмитрием Кобылкиным, у нас была договорённость о том, что Федерация окажет нам всемерную поддержку, в том числе финансовую. Причём не только в бухте Нагаева. Речь идёт ориентировочно о 30-40 судах. Работа предстоит серьёзная».
Военное наследие
У большинства из затонувших судов владельца нет - так было заявлено на заседании правительства в ноябре 2019 года. Хорошо, предположим, уборка гражданских судов без владельца ляжет на плечи региона, а что делать с подводными лодками? Согласитесь, вряд ли они принадлежали рыбакам-любителям или обычным гражданам. Логично, что подводные лодки - военные, в 90-е годы они были списаны и утилизированы, точнее, «похоронены» в бухте.
«По поводу затопленного военного имущества мы провели переговоры с минобороны РФ. Представители ведомства приезжают в третьей декаде мая. Они осмотрят суда и будут решать их судьбу - как их поднимать и в какие сроки», - говорит Олег Косолапов.
По затопленным судам общехозяйственного назначения сейчас утверждается дорожная карта.
Кстати
Проблема утилизации судов остро строит не только на Колыме. Например, такая же беда в Приморье. Отслужившие суда там в лучшем случае свозят в отдалённые бухты, а в худшем – бросают посреди моря. По информации Минприроды России, в границах акваторий портов, расположенных на Дальнем Востоке, затонуло свыше 545 плавучих средств.