Простой школьный предмет уже успели окрестить инструментом правительственной пропаганды, а единый учебник, который якобы будет гнуть только одну линию, скоро пойдёт в типографию на печать.
В то же время среди обывателей существует стереотип, что все эти меры - бесполезны, потому что ни исторические, ни сегодняшние политические события школьников совершенно не волнуют, а патриотизм затерялся где-то в Советском Союзе.
О том, так ли всё происходит на самом деле, мы узнали у преподавателя истории и обществознания Черемховской школы № 8 имени Пушкина Ларисы Гурченковой, которой в июле президент страны своим указом присвоил звание заслуженного учителя России.
Дебаты по-школьному
Знаете, мне никогда не было настолько интересно работать, как сейчас: я могу черпать информацию из бесконечного количества совершенно разных источников, и мои ученики тоже могут.
- Но как соотносится бесконечное количество источников с идеей создания одного-единственного учебника истории, по которому изучать предмет будут все школьники России? Историю вновь перепишут?
- Исторические события не меняются. Меняются их оценки. Я не думаю, что единый учебник «закрутит гайки» так, что все внезапно начнут оценивать события прошлого одинаково. Если мы изучим точки зрения знаменитых учёных: Карамзина, Ключевского, Соловьёва, Костомарова, современных исследователей - увидим, что даже их позиции разнятся. Тем более - историю школьникам преподают живые люди, у каждого из которых тоже есть своё мнение.
- И у самих школьников оно вроде бы должно быть. Но при этом в ЕГЭ включено задание, где одновременно нужно и подтвердить, и опровергнуть один и тот же тезис. Например, «Брежневские времена - эпоха застоя?» Будь добр, согласись и тут же поспорь. Ребёнка будто лишают собственной позиции.
- Гуманитарные науки тем и сложны, что в них нет ничего однозначного. Это не математика, где 2+2 всегда будет равняться четырём при любых условиях. Здесь одно и то же событие можно и описать, и интерпретировать по-разному, поэтому нужно не заставлять школьников зубрить голые факты, а уметь оценить их.
Знаете, сегодня очень популярна технология дебатов, которую используют разные школы, в том числе и наша. Эта система позволяет ученику не только сформировать свою позицию по поводу какого-то события, но и учит вставать на место «противника», чтобы лучше понять его. Урок - это не театр одного актёра, ученики тоже должны участвовать в процессе, обсуждать, говорить вслух то, что они думают. Именно поэтому практика дебатов набирает обороты всё больше, сейчас команда нашей школы иногда выезжает в Ангарск, и мы участвуем в таких междугородних играх.
- … играх в мировую политику?
- Можно сказать и так. Воспитание толерантной точки зрения к оппоненту особенно важно сейчас, когда даже мировые лидеры не могут друг с другом договориться.
Умы не утекут?
- История не имеет объективной оценки. А знания школьников - имеют? Иными словами, как вы относитесь к ЕГЭ?
- Любой экзамен в какой-то степени объективен, в какой-то - субъективен. Разве можно утверждать, что раньше, когда школьник сдавал предмет один на один с преподавателем, система была более справедливой? Тема более, испытания в таком формате, как сейчас, идут уже не первый год, и пора бы уже перестать так много обсуждать ЕГЭ и сеять вокруг него панику.
К тому же, мне кажется, у Единого госэкзамена есть одно очень хорошее преимущество - он открывает многим талантливым детям дорогу не только в вузы Иркутска, но даёт им возможность поступить в любой престижный университет России: Москвы, Санкт-Петербурга. Считаю, многие выпускники были бы лишены такого шанса, если бы ЕГЭ не было.
- А вы не опасаетесь, что в таком случае все талантливые и продвинутые умы отправятся в столицы и в маленьких Черемхово со временем вообще никого не останется?
- Если раньше я этого и опасалась, то теперь нет. Объясню, почему: у меня есть ученик Захар Сорокулов, который в этом году успешно закончил исторический факультет МГУ, куда он поступил, став победителем Всероссийской олимпиады. И представьте себе: в нынешнем году этот активный, перспективный молодой человек с аналитическим складом ума, хорошо говорящий на испанском и изучающий португальский язык, возвращается в Приангарье, чтобы работать… в сельской школе. Я думала, Захар станет отличным учёным, но он сказал мне: «Многие хотят стать учёными, и никто не хочет быть учителем». Поэтому и решил эту систему переломить.
Думаю, всегда найдутся дети, которые вернутся в родной город. Это тоже своего рода патриотизм. Например, меня родина всегда тянет: где бы я ни была (а я очень люблю путешествовать), мне всегда хочется домой. Не вижу себя в каком-то другом городе, в другой профессии, в другой школе. Пусть кто-то и говорит, что у нас в России в маленьких городках сейчас всё очень плохо, я с этим не согласна: во всех исторических эпохах были трудности. Но времена не выбирают, в них просто живут. И учитель, кстати, тот человек, который может объяснить это детям...
- …если он для детей - авторитет. Ведь с экранов и мониторов буквально сыплются новости о том, что школьники чаще обижают учителей, чем слушаются и уважают их.
- За 29 лет работы никогда не сталкивалась с агрессией в классе. Возможно, из-за того, что мы живём в провинции, к учителю до сих пор относятся с большим уважением. Мне кажется, в маленьких городах глобальной проблемы «злых школьников» нет. Может быть, со временем появится. Но мне даже думать об этом страшно.
Я закончила школу № 8, в которой сейчас работаю сама. То, что стану педагогом, решила ещё в четвёртом классе. Историю, как главный предмет, тоже выбрала неслучайно. Дело в том, что у меня перед глазами всегда был опыт моего любимого учителя истории, тогдашнего директора школы Павла Васильевича Хороших. Его уже нет с нами, но до сих пор, когда на линейках произносят его имя, у меня по спине бегут мурашки. Поэтому по собственному опыту знаю: всё начинается с учителя. Даже у президента когда-то были простые школьные учителя.