aif.ru counter
146

Испытание мониторингом. Как проводят реформу вышей школы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ в Восточной Сибири» 02/07/2014

Ни для кого не секрет, что высшая школа в России уже несколько лет живёт под знаком реформ. Видимо, руководствуясь ленинским принципом «Лучше меньше да лучше», федеральное правительство взялось проверять на эффективность университеты, институты, академии и закрывать «лишние».

В самом начале модернизации Иркутскую область «тряхнуло»: неожиданно регион лишился сразу двух больших, но «неэффективных», по мнению минобразования, государственных вузов - «педа» и «иняза». Их, несмотря на протест ректоров и областных чиновников, всё-таки влили в более крупные университеты. Но на этом реформы не закончились. Результаты нового мониторинга стали известны в конце июня: федеральное министерство оценило на двойку 8 вузов и филиалов, расположенных в Приангарье.

Лишние филиалы

Неэффективными признаны 6 государственных филиалов и довольно крупная негосударственная Сибирская академия права, экономики и управления вместе со своим ангарским подразделением.

Если учесть вузы и филиалы, которые «сдались» мониторингу за три последних года, получится, что в чёрные списки попали уже 65% от всех учреждений высшей школы региона.

Поступив в неэффективный вуз, можно остаться без государственного диплома. Фото: www.russianlook.com
Михаил Винокуров

- Если вуз угодил в список неэффективных, государство рекомендует его учредителю отозвать лицензию или «перепрофилироваться» в среднее специальное заведение, институт повышения квалификации или какие-нибудь курсы. Главное - отстранить его от подготовки специалистов по системе высшего образования, - объясняет председатель совета ректоров вузов Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета экономики и права Михаил Винокуров. - С государственными учебными учреждениями всё понятно: их просто закрывают или присоединяют к другим. С негосударственными - сложнее. Как правило, их учредители - частники, которые могут прислушиваться к рекомендации государства, а могут - игнорировать.

Это отлично иллюстрирует, к примеру, Восточно-Сибирский институт экономики и права, который «провалил» испытание мониторингом ещё в 2011 году, но продолжает спокойно работать без всяких реорганизаций. Эту несправедливую систему, скорее всего, исправят.

- В этом году минобразования прямо заявило: с 1 июля приём в неэффективные вузы необходимо прекратить, - рассказывает Михаил Винокуров. - Если этого не случится, в такие учебные заведения нагрянет комиссия по отзыву лицензии, поэтому студент, поступивший в подобный университет или академию, не должен думать, что там ему гарантировано полноценное образование.

Председатель совета ректоров призвал нынешних абитуриентов и их родителей внимательнее изучить то учебное заведение, в которое они понесут документы (а возможно, и деньги), потому что отзыв лицензии влечёт за собой довольно серьёзные последствия: «вузам-двоечникам» запрещают выдавать государственные дипломы. В этом случае им приходится либо «изобретать» свой собственный диплом, либо выпускать студентов со справкой.

Однако на студентах, которые уже учатся в университетах и академиях, признанных неэффективными в этом году, результаты мониторинга отразиться не должны. Как говорит Михаил Винокуров, студент не должен страдать за вуз - каждому учащемуся дают право перейти в любое другое учебное заведение, но с обязательным условием - на ту же форму. Грубо говоря, студента «с коммерции» не возьмут «на бюджетку», но примут на платное обучение с учетом учебного плана, соответствующего государственному стандарту.

Меньше клерков - больше маляров

По словам главы совета ректоров, сокращение количества вузов и филиалов - неизбежное наведение элементарного порядка в высшей школе:

- На ту численность населения и число выпускников, которое есть сейчас, высших учебных заведений в стране слишком много, - констатировал Михаил Винокуров. - Практически 80% бывших школьников сегодня идут в университеты, институты и академии. Как следствие, почти не остаётся людей, готовых занять рабочие профессии. Это мнение федерального правительства.

Всё более чем логично: меньше вузов - меньше мест, а значит, сесть за парту высшей школы смогут самые умные. Кстати, в эффективных вузах количество «парт» тоже будет ужиматься, но, вопреки распространённым ожиданиям, не бюджетных, а коммерческих.

- Я согласен с тем, что требования к выпускникам, которые собираются учиться за свой счёт, должны постепенно повышаться. Если сейчас, по существу, вузы принимают всех без разбора, то, по решению, которое готовит минобразования, низовые оценки на ЕГЭ вскоре станут препятствием к очной форме обучения. Даже на платной основе.

К слову, неэффективными зачастую бывают не только абитуриенты с «егэшными» тройками, но и выпускники вузов, многие из которых, потратив несколько лет на диплом, не идут работать по специальности, а становятся менеджерами, продавцами и клерками. Этот факт тоже влияет на ужесточение требований к высшей школе.

Критериев много не бывает

Кстати, раньше вузы по числу специалистов, которым после получения диплома удалось найти работу, не оценивали. Такой критерий появился в списке только в этом году. Что интересно, смотрят только на фактическое наличие работы у выпускников, не обращая внимания на то, по специальности они трудятся или нет. Михаил Винокуров ничего зазорного в такой оценке не видит, поясняя, что новоиспечённый инженер, журналист или юрист может какое-то время работать, к примеру, продавцом, подыскивая по-настоящему желанное место.

- Считаю, что оценивать университет нужно всё же по трудоустройству и эффективности выпускников через 10 лет после окончания вуза, - объясняет свою позицию ректор. - Это объективный показатель, который отслеживают во всём мире.

В целом все высшие учебные заведения и их филиалы сейчас оценивают по семи основным показателям, среди которых помимо трудоустройства - средний балл ЕГЭ студентов-очников, международная, научно-исследовательская и финансово-экономическая деятельность вуза, его инфраструктура. Чтобы «пройти отбор», нужно соответствовать хотя бы четырём из этих показателей.

- Я резко критикую некоторые из критериев, - поделился глава совета ректоров. - К примеру, министерство образования считает, что чем больше выпускников обращается в органы трудоустройства, тем хуже вуз. Это антирыночно: мы поощряем обращение на биржу труда, ведь она создана именно для того, чтобы довести человека, который ищет работу, до предприятия, которое в работнике нуждается. Ещё один критерий, вызывающий сомнение, - количество «квадратов» на студента. В этом году требования ужесточили: если раньше нормой были 11 квадратных метров на одного, то теперь - 14. Я считаю, это неправильно: во-первых, на содержание больших площадей нужны значительные средства, во-вторых, эта норма рассчитана на односменную работу, а большинство вузов работает в две смены. Впрочем, частично показатели за три года уже изменились и будут меняться дальше. Эта система, как и любая другая, с годами совершенствуется.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах