Версии о зачатии без греха Марии матерью ее Анной не было в древней церковной традиции. Она была официально закреплена догматом папы Пия IX 8 декабря 1954 года, хотя еще в 1476 году праздник Непорочного зачатия (8 декабря) ввел папа Сикст IV.
Согласно католическому догмату, Дева Мария была зачата от обычных родителей — Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Догмат отвергается православием (непорочное зачатие Марии, но не её девственность), старокатоликами (после утверждения Святым Престолом догмата на Первом Ватиканском Соборе в 1869-1870 гг. часть католиков ушла в раскол) и иными христианскими течениями. Библейское обоснование девственности Марии содержалось в ветхозаветном пророчестве Исайи (7:14), которое Евангелие от Матфея отнесло к Марии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…». Согласно францисканской традиции, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.
Не следует путать Непорочное зачатие Девы Марии с Непорочным зачатием Иисуса Христа. Догмат о Непорочном зачатии Богородицы не утверждает, что она была зачата бессеменным образом, а подчёркивает лишь снятие Божественной волей с Девы Марии первородного греха.
Догмат был установлен в 1854 году. Праздник Непорочного зачатия отмечается 8 декабря и является в католическом календаре одним из главных богородичных праздников.
Страны, в которых Непорочное зачатие Девы Марии 8 декабря — нерабочий день:
• Австрия
• Швейцария, частично
• Испания
• Италия
• Португалия
• Аргентина
Православная церковь, как и католическая, тоже учит, что Мария не совершила ни одного греха в своей жизни. Но причину этого она видит в наличии у Марии нравственной чистоты, ума и силы воли. Католическая же церковь учит, что способность не грешить была заложена в нее при зачатии. Из Катехизиса Католической Церкви:
«Чтобы быть Матерью Спасителя, Марии были «даны Богом дары, соизмеримые со столь великим служением». Ангел Божий при Благовещении приветствует Ее как «Благодатную». Действительно, чтобы свободно ответить согласием веры на возвещение Ее призвания, нужно было, чтобы вся Она была объята благодатью Божией.
На протяжении веков Церковь осознала, что Мария Богом «исполненная благодати» (ср. Лк 1, 28), получила искупление с момента Своего зачатия. Догмат о Непорочном Зачатии Богородицы, провозглашенный в 1854 г. Папой Пием IX, исповедует:
«...что Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха».
Эта «сияющая и совершенно уникальная святость», которой Она «одарена с первого мига Своего зачатия», целиком дана ей Христом: Она «искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Ее Сына». Более чем какое бы то ни было сотворенное существо, Отец благословил Ее «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1, 3). Он избрал Ее «прежде создания мира, чтобы была Она свята и непорочна пред Ним в любви».
Восточные отцы Церкви называют Богоматерь «Всесвятою» (Панагия), они прославляют Ее как «предохраненную от всякой скверны греха, как бы образованную Духом Святым и созданную как новое творение». По благодати Божией, Мария осталась чиста от всякого личного греха на протяжении всей Своей жизни.»