Эта тема особенно важна для Иркутска, куда с каждым годом прилетает всё больше туристов и деловых партнёров.
Вместе с тем, существующий аэродромный комплекс областного центра нуждается в полной реконструкции. В первую очередь предстоит отремонтировать взлётно-посадочную полосу (ВПП). Причём основные работы должны быть завершены к 350-летию города, то есть к сентябрю 2011 года. Такое настоятельное пожелание выразил губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев на совещании с руководством иркутского аэропорта.
Успеть к юбилею и точка!
Существующая ВПП, построенная в 1956 году, последний раз подвергалась капитальному ремонту в конце 80-х. В период с 2001 по 2008 годы велись работы лишь по её удлинению (на 800 метров) в рамках федеральной программы модернизации транспортной системы. По словам генерального директора ФГУП «Аэропорт Иркутск» Константина Былинина, в предстоящие несколько лет будет проведена комплексная модернизация аэропортового комплекса, которая предполагает три очереди. Первая связана с капитальным ремонтом взлётно-посадочной полосы, вторая - с реконструкцией магистральной «рулёжки», третья - со строительными работами на местах стоянок самолётов и перроне.
На последнем совещании в Росавиации было принято решение о выделении в августе 50 или 70 млн рублей на подготовку проекта - за счёт переноса денежных средств, запланированных на проект аэропорта «Иркутск-Новый».Всего с 2011 по 2013 годы на реконструкцию из федерального бюджета будет направлено 1,5 млрд рублей.
Докладывая о сроках выполнения ремонтных работ, Константин Былинин неосмотрительно обмолвился, что не уверен, будут ли они выполнены к юбилею в полном объёме. Чем вызвал критику Дмитрия Мезенцева:
- У нас такая национальная болезнь: определяем план, ставим задачу и тут же ищем отступные пути.
- Мы не ищем, - попытался оправдаться руководитель ФГУП. - Всё, что от нас будет зависеть, мы сделаем.
- Людям совершенно неважно, от кого это будет зависеть, - вновь перебил докладчика губернатор. - Пассажиров аэропорта «Иркутск» совершенно не интересует, где заканчивается федеральная компетенция и начинается компетенция области и муниципалитета. Люди должны ощущать комфорт с момента подготовки к полёту. Если мы идём по пути двойного распределения забот: строительства нового аэропорта и модернизации старого с гарантированным обеспечением безопасности полётов, то в этом году должны сделать максимум, чтобы первую очередь реконструкции завершить к 350-летию города. Вся поддержка в диалоге с министром транспорта России, руководством Росавиации, проектным институтом и мэрией города - нами будет обеспечена.
1,5 млрд руб. даст Москва на реконструкцию аэродрома
Но прежде руководство аэропорта обратилось к областным властям с просьбой об освобождении предприятия от уплаты налога на имущество в отношении вновь построенных и реконструированных объектов аэродромной инфраструктуры. В текущем году аэропорту предстоит заплатить 23,2 млн рублей, в прошлом году сумма составляла 21,5 млн, а в 2008-м - чуть более 6 миллионов. Подобные послабления в прошлом году были введены в Москве, Нижегородской, Мурманской, Липецкой, Магаданской областях, Республиках Хакасия, Бурятия, Алтай и Чукотском автономном округе.
Глава региона заверил, что вопрос налогообложения предприятия будет вынесен на президиум ИРО «Единой России» и сентябрьскую сессию областного парламента:
- Убеждён, что такой шаг мы обязаны сделать. Думаю, и партия, и депутаты его поддержат.
Особый зал для особых персон
Также на совещании была затронута проблема отсутствия вип-зала в новом терминале аэропорта - пока официальные делегации приходится встречать в старом здании. Оборудование помещения для высоких гостей входит в комплекс работ по завершению реконструкции круглого пристроя к аэровокзалу внутренних авиалиний «Хрустальные ворота». В общей сложности для этого потребуется 150 млн рублей. Впрочем, сумму инвестиций можно уменьшить до 120 млн, если ввести в строй пока только два этажа (там будет расположен и зал для вип-персон) из четырёх. Но и таких денег аэропорт при существующей кредитной и долговой нагрузке предоставить не в состоянии.
- Мы поможем вам уточнить сумму, вдруг она уменьшится до 70 миллионов, - посулил Дмитрий Мезенцев. - Можете рассчитывать и на нашу поддержку в части привлечения инвесторов.
«Зелёный свет» грузовым самолётам
Между тем перспективы развития иркутского аэропорта связаны не только с модернизацией его инфраструктуры. В планах - увеличение пассажиропотока и объёма грузоперевозок. Ведутся даже переговоры о создании в Иркутске грузового терминала. Правда, о сроках его появления говорить пока рано, они напрямую зависят от того, когда предприятие будет акционировано.
- Идеология простая: груз будет приходить в наш аэропорт, размещаться на складах, часть станет оставаться в Иркутске, часть - развозиться по регионам, часть - уходить по московскому направлению. В виде исключения будут использоваться грузовые чартеры. Но это больше касается северного завоза, - пояснил Константин Былинин.
Однако из-за существующих ограничений по полётам над городом грузовых воздушных судов значительно сократилось число перевозчиков, выполняющих грузовые рейсы на Ил-76 через иркутский аэропорт, уменьшились объёмы перевозок на самолётах Ан-24 и Ан-26 местных авиакомпаний, что привело к значительным финансовым потерям с обеих сторон. Вместе с тем пассажирский Боинг-767, который по весу гораздо больше, чем некоторые грузовые суда, преспокойно летает безо всяких ограничений и никого не нервирует, подчеркнул парадоксальность ситуации гендиректор аэропорта.
Кстати, эта проблема недавно рассматривалась на заседании иркутской комиссии по чрезвычайным ситуациям. Тогда руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления Росавиации Эдуард Кошенсков предложил подготовить обращение губернатора к министру транспорта России о полном или частичном снятии ограничений на выполнение полётов грузовых судов с аэродрома города. Дмитрий Мезенцев пообещал, что такое письмо в ближайшее время будет подписано.
«Золотые» билеты на север
Особое внимание губернатор уделил вопросу малой авиации, которому в скором времени планируется посвятить отдельное совещание.
- Сегодня на север области только в одну сторону невозможно долететь дешевле, чем за 7 тыс. рублей. Это совершенно некомфортная цена для населения, - отметил он.
Правда, по словам Эдуарда Кошенскова, со 2 августа из Иркутска в Усть-Кут можно будет добраться всего за 2900 рублей (притом, что самый дешёвый тариф сегодня - 4900) - продажу билетов по такой привлекательной цене открыла компания «ЮТэйр». Более того, она намерена разместить несколько своих судов в иркутском аэропорту для выполнения рейсов внутри области. На сегодняшний день доля региональных перевозок превышает 30%, в Приангарье действуют две местные компании «Ангара» и «ИрАэро». А вот крупная региональная компания у нас так и не появилась. Напомним, проект её создания был презентован на V Байкальском экономическом форуме, но, к сожалению, развития не получил. По мнению Дмитрия Мезенцева, необходимо найти оптимальную схему организации такой компании. Например, область могла бы владеть 25% её акций.
Что касается внутрироссийских и международных рейсов (первые осуществляются по 20 направлениям, вторые - по восьми), то их число постоянно увеличивается. К началу летнего сезона сеть пополнилась более чем десятью дополнительными маршрутами. Возобновились рейсы в Краснодар, Сочи, Анапу и Минводы, открылись - в Благовещенск, Самару, Хабаровск. Расширение международной сети произошло за счёт маршрутов в Манчжурию, Улан-Батор, Сеул. Кроме того, по информации Константина Былинина, активизировать полёты в сторону Китая и Вьетнама из иркутского аэропорта планирует компания «Кавминводыавиа», решается вопрос и о регулярных рейсах в Корею (сейчас действует чартерная программа). По мнению Дмитрия Мезенцева, должны быть организованы и маршруты в Японию, так как «у нас давние долги перед побратимскими городами», да и российский пассажир с удовольствием бы летал в Страну восходящего солнца.
Правда, такие билеты, считают специалисты, будут далеко не всем по карману.
Минуя столицу
Ну, с Японией-то понятно, но почему на дорогу из Москвы в Иркутск пассажирам, приобретающим билеты за несколько дней до вылета, приходится выкладывать от 44 до 55 тыс. рублей, причём в эконом-классе? Такой цене, по признанию Константина Былинина, удивился даже глава Минтранса Игорь Левитин, возвращаясь из областного центра в столицу.
- Дешевле через океан слетать и вернуться, - констатировал губернатор. - Люди не выдерживают такую цену, они крайне недовольны. Мы говорим о развитии регионов Сибири и Дальнего Востока и делаем всё для того, чтобы отрезать людей от федерального центра, мешать бизнесу, родственным связям, получению образования. Это недопустимо, тем более на фоне льготирования полётов из Владивостока.
При этом в Иркутске, считает руководитель аэропорта, сложилась не худшая ситуация:
- У нас довольно жёсткая конкуренция: «Аэрофлот» летает в Шереметьево, «Сибирь» и «Уральские авиалинии» - в Домодедово, «ЮТэйр» - во Внуково. Так что у жителей области есть выбор. Однако наметилась такая тенденция: перевозчики предпочитают летать, минуя Москву. Зачастую это искусственный перевалочный пункт.
По итогам совещания Дмитрий Мезенцев предложил обсудить с компаниями-перевозчиками вопросы подготовки аэропорта к БЭФу: «как сделать его наряднее, привлекательнее, чтобы избыточное число заборов не давило людей».
Кстати:
В сквере возле международного терминала, возможно, будет установлен самолёт советского производства на постаменте. С таким предложением руководство ФГУП «Аэропорт Иркутск» обратилось к мэрии Иркутска. Кроме того, за свой счёт предприятие готово организовать «аллею героев».
- Таким образом, этот сквер может превратиться в одно из знаковых мест Иркутска, - отметил Константин Былинин.
А Дмитрий Мезенцев сообщил, что рассматривается возможность создания модели одного из старинных самолётов начала века и установки её на территории 130-го квартала.
Языком цифр:
463 162 человека перевезено через «Аэропорт Иркутск» за первое полугодие 2010 года (на 34% больше, чем в январе-июне 2009-го),
5007 тонн грузов (на уровне прошлого года),
564 тонны почты (на 14% больше).