Примерное время чтения: 7 минут
110

Народные поправки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Восточной Сибири» 27/07/2011

Так уж повелось, что российские законы отнюдь не всегда учитывают интересы тех людей, ради благополучия которых они, собственно, и принимались. Происходит это оттого, что разработчики нормативно-правовых актов, как правило, слабо знакомы с реальными проблемами и чаяниями населения. Увы, далёким от народного идеала получился и региональный закон «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению», который вступает в силу в начале августа.

Впрочем, уже на сентябрьской сессии в него планируется внести ряд поправок «от жизни». Их сейчас формулируют депутаты парламента Приангарья, побывавшие этим летом в гостях у будущих переселенцев – жителей посёлка Кеуль.

Разговор о наболевшем

Непосредственно пообщаться с представителями областной власти и донести до них все свои страхи и опасения, связанные с вынужденным новосельем, захотели многие кеульчане. Для этого собрали сход в сельском доме культуры. Пришли туда люди с более чем враждебным настроем - чуть ли не каждое депутатское слово о новом законе, призванном облегчить тяготы переселения, отзывалось в зале волной негодования. К примеру, селяне никак не могли смириться с «квадратной» несправедливостью: почему обладателю, скажем, 70 кв. метров компенсируют только 33?

- Нам необходимо полное возмещение собственности! - скандировала пенсионерка Марья Павловна Ионинская (женщина купила квартиру в Кеуле незадолго до печального известия о затоплении села, - Авт.) - У нас изымается всё: дом, земля, надворные постройки. Если вы считаете, что городские квартиры дороже наших, переносите мою гнилушку на новое место. Или восстановите мой участок земли и постройте дом.

- Это убийственный закон, толкающий нас в кабалу, ломающий судьбы и уклад жизни целой деревни! Полное нарушение российской Конституции! - подхватил воинственный тон односельчанки бывший строитель Геннадий Рожков. - За мои 50 «квадратов» верните те же 50. Это моё жильё, а вы его у меня отбираете, причём по-наглому.

Между тем, согласно федеральному законодательству, только при расселении собственник жилья может получить столько же «квадратов», сколько занимал в оставленной квартире. В случае с БоГЭС речь идёт об изъятии земель для нужд государства, при котором в отношении всех переселенцев действуют единые нормы: для одиноко проживающего - 33 кв. метра, семьи из двух человек - 42, из трёх и более - по 18 на каждого. Поменять «правила игры» область, увы, не в силах.

Непредвиденные нюансы

Зато вполне возможно избавить закон от дискриминационного положения, касающегося тех, у которых есть иная жилплощадь - за пределами зоны затопления. Согласно действующей редакции, такие граждане исключаются из списка претендентов на новые квартиры. Кстати, именно по этому поводу больше всего возмущались кеульчане. По словам руководителя временной депутатской комиссии, занимающейся «богучанским» вопросом, Юрия Фалейчика, депутаты уже готовят соответствующую поправку. Кроме того, после «выезда в народ» возникла идея «вмонтировать» в текст документа модель сертификатов (в расчёте 30,5 тыс. рублей за «квадрат»), с помощью которых жители посёлков, уходящих под воду, смогут приобрести квартиру в любом городе Иркутской области - как в новостройке, так и на вторичном рынке. Сделать это можно, к примеру, в Усть-Илимске, где, по данным местной администрации, в наличие имеется 350-400 квартир на «вторичке». Плюс порядка 120 га под индивидуальное жилищное строительство и несколько площадок для возведения многоэтажек.

В ходе беседы с местными жителями возник ещё один неожиданный нюанс, о котором при разработке закона и подумать не могли. Многие жительницы Кеуля интересовались, как будут производиться компенсации для семей, в которых есть дети под опекой - зачастую это соседские мальчишки и девчонки, по тем или иным причинам лишённые родительской заботы. Как оказалось, в селе порядка 50 таких ребятишек. Парламентарии предлагают учитывать их в составе семей и выделять на каждого по 6 «квадратов». Возможно, особо в законе удастся прописать и права погорельцев, дабы они смогли получить новые «квадраты» взамен уничтоженных огнём.

- Помимо этого, мы считаем необходимым предусмотреть в областном бюджете средства, которые покроют расходы переселенцев на уплату госпошлины при получении различных документов. Вообще все эти оформительские процедуры нужно максимально упростить. Ещё одна проблема заключается в том, что многие не приватизировали своё имущество, а ведь главный критерий предоставления областных мер поддержки – это зарегистрированное право собственности на недвижимость. И если люди до 1 августа успели хотя бы документы на приватизацию подать, то на них также должны распространяться компенсации, - считает Юрий Фалейчик. - Скорее всего, получится организовать и выезды в Кеуль квалифицированных юристов, которые будут проводить бесплатные консультации для местного населения.

Точечно, но точно

Остаётся надеяться, что после внесения таких точечных, но в то же время точных, подсказанных кеульчанами изменений, закон Иркутской области станет более «земным». Однако полностью искоренить народное недовольство документ, безусловно, не сможет, ведь сколько людей - столько и проблемных ситуаций, учесть все нереально. Тем более, область может предложить лишь дополнительные меры по социальной защите граждан (основные, по-хорошему, обязана была взять на себя Федерация вместе с заказчиками строительства станции, - Авт.). Хочешь – воспользуйся ими, не нравится – судись.

Несмотря на то, что появился долгожданный областной закон и принято решение до 1 августа разработать комплексную программу действий по подготовке зоны затопления БоГЭС, радоваться рано. Увы, по некоторым мероприятиям время безвозвратно потеряно. Так, мы уже точно не успеем провести лесосводку и лесоочистку затапливаемой территории, и в итоге почти миллион кубов товарной древесины уйдёт под воду. Крайне низок процент выполнения спасательных археологических и санитарных работ. Да и федеральные деньги (первый транш составит 844 млн руб.) регион не увидит до тех пор, пока не будет готов актуализированный проект ложа водохранилища БоГЭС, на который, кстати, из региональной казны выделили не много не мало, а 300 млн руб. По имеющейся информации, Иркутская область получит заветный документ в середине августа. Главное – не дожидаться его с завязанными глазами, а действовать прямо сейчас, понимая, что из-за нашей медлительности сроки ввода «Богучанки» в эксплуатацию никто не передвинет.

Как у соседей?

Переселение людей из Кежемского района Красноярского края в связи с началом строительства БоГЭС началось в 1980 году. К середине 1992-го из зоны затопления переехали 20 тыс. человек, после чего процесс переселения фактически остановился. В 2005 году, после выхода президентского указа о мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, достройка станции стала проектом федерального значения. В 2007 году принят закон края «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС». В рамках его реализации на сегодняшний день полностью завершено переселение людей, фактически проживавших в зоне затопления (всего1872 семьи - 5460 человек). Для данной категории граждан на средства федерального бюджета построено 2094 квартиры в Кодинске, Ачинске, Боготоле, Шарыпово, Сосновоборске, Саяногорске, Минусинске, Абакане. Во всех городах-реципиентах жилфонд полностью введён в эксплуатацию.

Кстати:

Сложившаяся ситуация заставила депутата ЗС Валерия Лукина направить довольно жёсткое письмо в адрес президента России Дмитрия Медведева. В нём парламентарий указывает на то, что «в нарушение действующего природоохранного законодательства реализация инвестпроекта строительства БоГЭС на протяжении многих лет осуществляется при отсутствии положительного заключения Главэкспертизы, которому должны предшествовать публичные слушания по рассмотрению результатов оценки воздействия нового объекта на окружающую среду». К сожалению, ОВОС до сих пор нет. Более того, не выполнен комплекс работ по санитарной подготовке ложа водохранилища. Эти и многие другие примеры бездействия заказчиков строительства станции, считает Валерий Лукин, имеют все признаки экологического преступления. Депутат просит главу государства дать поручение Генпрокуратуре проверить изложенные факты нарушения законодательства и предложить Правительству РФ перенести сроки ввода в эксплуатацию второго пускового комплекса ГЭС – до тех пор, пока не будут реализованы все природоохранные мероприятия и не завершится переселение граждан из зоны затопления.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах