Что из себя представляет новый курс, насколько педагоги, родители и дети Приангарья готовы к его введению, выясняла корреспондент «АиФ в ВС».
Коллаж Олеси ТУГУТОВОЙ |
Основы религиозных культур и светской этики - это такая же обязательная дисциплина, как русский язык, литературное чтение или математика. Разница лишь в том, что она рассчитана на год и включает шесть модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. До 1 марта родители нынешних третьеклассников должны определиться, какой именно модуль будет изучать их ребёнок один час в неделю.
Надо сказать, что мамам и папам Иркутской области в некотором роде повезло. У них есть возможность познакомиться с результатами апробации предмета, которая в течение двух лет проходила в 21 регионе страны .
- Четвёртый класс выбран не случайно, - отмечает главный специалист-эксперт отдела дополнительного образования министерства образования Приангарья Инна Торунова. - В 10-11 лет ребёнок очень любознателен, у него обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо, при этом ещё нет подросткового скептицизма и максимализма. В это время очень сильны доверие к учителю и связь с родителями.
Никакой пропаганды
Сейчас в школах региона организуют собрания для мам и пап, им объясняют содержание нового курса и проводят анкетирование. Конечно, главный вопрос, который волнует взрослых, - не превратится ли изучение основ религии в пропаганду той или иной религии. Родителей успокаивают: новый предмет чисто культурологический и не имеет никакого отношения к изучению основ веры. Содержание каждого из шести модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (историей, традициями, выдающимися представителями) и не включает специальных богословских вопросов. Более того, школьной программой не предусмотрено посещения церквей, храмов, религиозных организаций. Такие экскурсии могут быть организованы только при согласии родителей. При этом дети не должны участвовать в богослужении, других религиозных обрядах и церемониях. Преподавать основы религиозных культур и светской этики могут только педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, представители религиозных конфессий к учебному процессу не допускаются. Они могут лишь консультировать учителей.
Светская этика «рулит»
- Мы уже провели анкетирование родителей, ни одного отказа нет, - рассказала нам заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 2 г. Иркутска Ольга Иванова. - Родители вполне адекватно приняли нововведение. По сути, это не совсем новая дисциплина, ей есть на что опереться в школьной программе. Например, азы дети получают при изучении предмета «Окружающий мир», в котором очень сильна культурологическая составляющая.
Точного распределения учащихся Иркутской области по модулям пока не известно, но эксперты предполагают, что расклад будет примерно такой же, как в регионах, которые участвовали в апробации курса. Там большинство родителей предпочло, чтобы их дети изучали основы светской этики (42%), на втором месте - основы православной культуры (30%), на третьем - основы мировых религиозных культур (18%), следом идут основы исламской (9%) и буддийской (1%) культур. Основы иудейской культуры не выбрал никто.
Многих также интересует вопрос, как будут делить одноклассников на «конфессиональные» группы. Ребят планируется объединять по параллелям и даже по школам. Таким образом, в сельских образовательных учреждениях может получиться так, что курс будет слушать один ученик. Оценок за предмет ставить не будут. Вместо них предлагается подготовка и защита творческих проектов в конце учебного года.
Кстати:
Для преподавания нового предмета не будут набирать дополнительных педагогов. Дисциплину будут вести по совместительству учителя начальных классов, истории, литературы или мировой художественной культуры. С февраля 2012 года для них начались курсы повышения квалификации. Учителя смогут вести любой из шести модулей.