Иркутск, 7 мая – АиФ-ВС. Высокая профессиональная квалификация не позволила Александру Смирнову остаться без работы. Сразу после ухода из института его пригласили на камнеобрабатывающее предприятие. Делали всё - от ювелирных изделий до предметов интерьера. Тогда бывший научный работник открыл для себя ненаучное свойство камней - их красоту.
- В 90-х годах стали доступны такие минералы, какие нам в Советском Союзе не показывали даже в университете! - вспоминает Александр Николаевич. - А когда я впервые увидел, какие вещи можно делать из них, захотелось что-то сделать и для себя.
Шутка ли?
Однажды знакомый Александра Смирнова заказал на предприятии выпилить из самоцвета яйцо. Сказал, что у него уже целая коллекция камней такой формы.
Александр СМИРНОВ |
- Я тогда подумал: «Как же у меня, замдиректора камнеобрабатывающей компании, и нет такой коллекции?». И заказал себе тоже сразу несколько штук. А года через два попросил приятеля показать его коллекцию. Тут и выяснилось, что это была шутка. Вот он пошутил, а я уже 20 лет этим занимаюсь.
До сих пор Александр Николаевич ко всему подходит с научной точки зрения. На вопросы отвечает цитатами из диссертаций по философии и психологии. Над ответом на вопрос: «А что лично для вас это коллекционирование?» - крепко задумывается.
- Если вы никогда ничего не коллекционировали, сложно понять. Для меня иногда бывает очень болезненным продавать то или иное изделие. Казалось бы, надо производить и продавать, зарабатывать деньги. Но иногда очень трудно так сделать. Ведь все камни разные.
Коллекционер говорит, что это тот редкий случай, когда работа и хобби становятся одним целым. Кроме яиц он собирает ещё и просто красивые или редкие камни. Это помогает геологу Смирнову поддерживать свой профессиональный уровень на высоте.
Никакой мистики нет
Сейчас в коллекции Александра Николаевича около трёхсот яиц.
- Подобных коллекций за Уралом нет точно. В западной части страны - может быть, но я не видел, - утверждает коллекционер.
Понятно, что такое занятие может быть интересно только специалистам. Всего в природе существует 4 тысячи минералов, но не каждый поддаётся художественной обработке. Тех, из которых можно сделать яйцо, - несколько сотен, причём большая часть из них - разновидности одного минерала. Так, только из нефрита можно собрать целую коллекцию: столько у него бывает оттенков - от белого до тёмно-коричневого. В собрании Александра Николаевича 20 нефритовых яиц.
Основная часть коллекции - изделия из сибирских камней: чароит, голубая яшма, турмалин, нефрит, корунд. Но есть и редкие экземпляры. Например, янтарное яйцо из Калининграда.
В почёте у собирателя холодные цвета - зелёный, синий. Ярко красный - один из нелюбимых. Однако заполучить яйцо из красного минерала - рубина, который, кстати, в России даже не добывают, - цель Александра Смирнова.
- Форма яйца в сочетании с энергетикой камня является мощным концентратором энергии и оказывает влияние на всё помещение, в котором находится, - вновь цитирует Александр Николаевич учёных и от себя добавляет: «Я верю в это».
Языком цифр: |
Не только изделия из самоцветов попадают в коллекцию Александра Смирнова. Из ОАЭ он привёз яйцо из дешёвых материалов. Но необычно оно тем, что на простой мраморной основе из маленьких кусков малахита, сердолика и лазурита составлены цветы в технике флорентийской мозаики. Ещё одно недорогое сувенирное яйцо - из Африки - с характерным рисунком тоже оказалось очень близким сердцу коллекционера подарком. |
Также Александр Николаевич верит и в лечебные свойства камней. Он утверждает - это не мистика, а чистой воды наука. Ведь каждый минерал имеет индивидуальные свойства: теплоёмкость, твёрдость, уникальный состав. Они-то и влияют положительно или отрицательно на здоровье человека.
Нефрит, например, очень сложно нагреть. Если нефритовую пластинку приложить к больному месту, у которого, как известно, температура будет выше, чем во всём теле, то прохлада камня ослабит боль.
- Это действительно работает. Хотите - верьте, хотите - нет. Но в принципе, это всё объясняется физическими законами, - улыбается геолог.