По стране тут же прокатились акции протеста. Иркутские кладоискатели - а их в Приангарье более 50 тысяч человек - хоть и не стали выходить на улицы, но признались, что полностью поддерживают своих «братьев по хобби».
Новый закон они расценивают как посягательство на свою свободу.
- Теперь любая находка, которой более 100 лет, считается археологической ценностью и может грозить уголовным сроком. Даже огородник, копая картошку и найдя на своём участке монету 1910 года, причисляется к преступникам, - говорит председатель общественной организации «Форум приборного поиска России» Рудольф КАВЧИК.
Кстати: | |
---|---|
На территории Иркутской области насчитывается около тысячи археологических объектов, где нельзя самовольно вести раскопки. Полный их список размещён на сайте Министерства культуры, в разделе Росреестр. Самые популярные памятники - палеолитическая стоянка в посёлке Мальта Усольского района; Глазковский некрополь в Иркутске на территории парка Парижской Коммуны, где находится крупнейший в Евразии могильник эпохи неолита; военный госпиталь на территории предместья Марата - это первый памятник в России и в мире, где было обнаружено в 1873 году первобытное палеолитическое искусство. |
Хобби или бизнес?
- Новый закон ставит знак равенства между кладоискателями-любителями, для которых прогулки с металлодетектором по берегу реки - это хобби, и вандалами, которые грабят могилы, разрушают археологические памятники. Это неправильно, - уверен главный редактор федерального издания «Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища» Алексей ЕЛИЗАРЬЕВ. - Чёрные копатели никуда не денутся, они как орудовали, так и будут орудовать. Для них как не работал закон, так и не будет работать. В старой редакции было предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы, теперь 6 лет, но хоть кто-то сел по этой статье? Сейчас у правоохранителей появилась лёгкая жертва - энтузиасты-любители. Конечно, проще поймать человека с металлодетектором и отчитаться, что задержан чёрный копатель. У нас действительно отбирают хобби.
Кандидат исторических наук, эксперт Росохранкультуры Минкультуры РФ по археологии Евгений ИНЕШИН не поддерживает стенания кладоискателей-любителей.
- В большинстве своём такие ребята не альтруисты, они зарабатывают на этом хорошие деньги, - подчёркивает учёный.
- Тут не хобби, а криминальный бизнес. Как правило, ценные находки уходят за границу, основные покупатели - немцы. А это ни на йоту не прибавляет науке знаний о нашем прошлом. Например, четыре месяца назад мне в руки попала коллекция изделий скифо-сибирского стиля, найденная на незаконных раскопках при помощи металлодетектора. Где именно обнаружен клад, авторы не говорят, но это уникальные вещи.
Читайте также: | |
---|---|
Загадочный чароит: как наживаются на сибирском чуде Командир поискового отряда - об армии, вечности и поколении «нулевых» |
В нашем регионе известны всего три случая находки таких кладов, два из них поступили всё-таки в музеи и стали достоянием науки. Третья находка, вероятнее всего, уже продана и вывезена за рубеж. Нам удалось только сфотографировать предметы и описать их. Вред самодеятельной археологии также в том, что изымается вещь, а её контекст (сопровождающие предметы, условия захоронения) не исследуется, зачастую и вовсе уничтожается. Это недопустимо. Контекст несёт не менее важную информацию, чем сама вещь. Более того, в ряде случаев 2/3 информации исследователи получают именно из контекста.
Не так страшен чёрт…
Понятно, что за высказываниями обеих сторон стоит давняя война «белых» и «чёрных» археологов, а истина, как всегда, где-то посередине. По уверению адвоката Евгения КОНДРАТЕНКО, за найденную на огороде монетку 1910 года 6 лет тюрьмы никто не получит.
- Если у вас нет умысла вести археологическую разведку или раскопки, то статья к вам не относится. Срок грозит только за намеренное уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, включённых в единый госреестр, - поясняет адвокат. - Более того, осудить человека можно только на основании экспертного заключения. Специалисты должны определить, какая вещь изъята, какие повреждения ей нанесены, какой ущерб причинён археологическому памятнику. Если это монетка времён СССР, то и речи нет о наказании, если же найден клад монет эпохи Ивана Грозного, то придётся отвечать по всей строгости закона. Поэтому перед тем как взять в руки лопату, узнайте, является ли место предполагаемого поиска археологическим объектом