В конце августа стало известно, что в российских школах ожидается очередное новшество – второй обязательный иностранный язык. Изменения в федеральные образовательные стандарты (ФГОС) должны внести уже в этом году.
Конечно, внедрение в программу обучения дополнительного иностранного не такое уж и ноу-хау. Некоторые учебные заведения в областном центре и других городах региона давно практикуют изучение нескольких языков. В основном ученики выбирают немецкий или французский, но уже всё чаще предпочтение отдаётся китайскому: язык Поднебесной изучают в школах Иркутска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Братска, Ангарска.
Иностранный по СанПину
Как рассказала руководитель Иркутского центра развития общего и дополнительного образования Наталья Яловицкая, любой второй иностранный язык могут внедрить в программу, только если для этого есть специальные условия: свободный оборудованный кабинет, учебники, методические пособия, а самое главное – преподаватели. Поэтому в ближайшее время ученики многих школ Приангарья могут не заморачиваться по поводу второго обязательного иностранного. Вряд ли языковые новшества коснутся учебных заведений в отдалённых территориях региона, где с трудом находят хотя бы учителей английского, а о педагоге китайского или французского даже не мечтают.
Однако если все необходимые условия в школе соблюдены, то сразу возникает вопрос: где найти время ещё на один предмет, если дети и так завалены разными школьными дисциплинами? Как ответила Наталья Иннокентьевна, недельная нагрузка определена СанПином и равна 36 или 33 часам. Образовательные учреждения могут сами сформировать план уроков, но они не имеют права игнорировать прописанные нормы.
Сейчас, чтобы не превышать нагрузку, школы, где изучают второй иностранный, по собственному усмотрению могут сокращать для него часы других предметов. К примеру, если в учреждения считают, что вместо трёх уроков английского будет достаточно двух, то вправе сделать такую корректировку. При этом, если ученики не успевают по английскому, завучи должны искать другой вариант или вообще отказаться от этой затеи.
Тем более что в некоторых школах ломают голову не только над тем, как вставить в учебный план второй иностранный. Найти время нужно и для родного, в частности – бурятского языка и литературы, которые стали обязательными с 2014 года.
Без обсуждения
По словам Натальи Яловицкой, пока нет новых ФГОСов, решение о введении в школьную программу дополнительного иностранного школа должна обязательно принимать вместе с родителями ребёнка. Правда, в реальности всё обстоит несколько иначе.
Сын иркутянки Веры Нильской десятиклассник Евгений учится в лингвистическом классе школы № 19. Однако, несмотря на это, семья очень удивилась, увидев 1 сентября в расписании новый предмет – китайский язык.
«С 5 класса сын много занимается и русским, и английским, но знаний всё равно не хватает: чтобы выучить иностранный на должном уровне, нужно оплачивать дополнительные уроки у репетитора или в языковой школе, – поделилась Вера. – Сыну нравится китайский язык, ему интересно учить иероглифы и осваивать правильное произношение, но я всё равно не понимаю, зачем нужно было усложнять программу вторым иностранным. Особенно учитывая то, что сейчас сын находится в предвыпускном классе. Вместе того чтобы нацелиться на предметы, которые пригодятся при поступлении в вуз, дети учат иероглифы. Кроме того, есть вероятность, что нам введут обязательный экзамен по английскому языку».
К тому же, по словам Веры Нильской, никакого обсуждения второго иностранного, о котором говорила Наталья Яловицкая, школа с родителями не проводила. Китайский просто внесли в расписание. Возможно, вопрос как-то и обсуждался общешкольным родительским комитетом, но мнение каждой семьи всё равно не учли.