За три года в Иркутской области дефицит учителей вырос в два раза: если в 2018 году была 561 вакансия, то сейчас - 1099.
При этом чиновники уверены, что пока говорить о срыве образовательного процесса в регионе не приходится.
Дефицит только растёт
Заместитель министра образования региона уверяет, что ситуация остаётся под контролем. При этом она понимает, что без принятия срочных мер в ближайшие годы кадровый кризис в образовании обострится.
- Сейчас в Приангарье порядка 21% педагогов - пенсионного возраста, это в 3,3 раза больше, чем молодых, в возрасте до 25 лет, - говорит замминистра. - Понятно, что без притока молодых специалистов в систему образования в ближайшие годы она «обескровится».
- По данным статистического наблюдения, до 2024 года дефицит педагогических кадров составляет 5 169 человек.
Эта проблема, конечно, не новая, и она свойственна всем регионам страны. Эксперты отмечают, что молодые кадры придут в школу только в том случае, если там будет хорошая заработная плата, комфортный коллектив и спокойная работа с родителями.
Конечно, первое условие чаще всего становится и последним. Низкие доходы, не сопоставимые с нормальной жизнью, отпугивают выпускников вузов на самом начальном этапе.
"Конечно, хотелось бы делать для наших педагогов больше, но пока мы принимаем посильные меры, исходя из сложившейся ситуации в стране, - говорит Елена Владимировна. - Кроме стимулирующих выплат и иных мер поддержки, оказываемых учителям, в Иркутской области постоянно проводятся профессиональные конкурсы, победители которых получают солидные премии.
Так, в 2020 году 20 лауреатов получили 100 тысяч рублей, 40 педагогов дополнительного образования - по 25 тысяч, 19 лауреатов конкурса «Лучший учитель» - по 20 тысяч рублей, кроме этого в призовом фонде всегда автомобили, компьютерное оборудование.
Не первый год в Приангарье реализуется программа «Земский учитель», по которой педагоги, желающие начать работать в сельских школах, получают единовременную выплату в миллион рублей.
Так, в прошлом году таких было 97 человек, на этот год наш регион получил финансирование на 46 мест, в 2022-м уже 57, а к 2024-му 75. Кстати, если раньше «Земским учителем» мог быть только педагог со стажем, то сейчас в программу могут включаться и выпускники вузов".
МРОТ не каждому доступен
Однако единовременными выплатами и премиями за победу в конкурсах ежемесячной достойной зарплаты не заменить. А она, по словам председателя Иркутской областной общественной организации «Профсоюз работников образования РФ» Валентины Федосеевой, остаётся крайне низкой.
Порой учителям приходится доплачивать до уровня минимального размера оплаты труда:
- Доплаты до МРОТ у нас получают социальные педагоги, педагоги-психологи, у которых одна ставка и нет компенсационных выплат, также учителя в небольших школах, где мало уроков.
- И с каждым годом даже в городах число педагогов, которые получают доплату до МРОТ, увеличивается.
В основе же зарплаты лежит ставка оклада, чаще всего это 7 тысяч 983 рубля, к нему добавляются 20%-я доплата за первые два года работы, и в итоге начисления составляют 15,3 тысячи рублей, - пояснила Валентина Федосеева. - Если приплюсовать надбавку за проверку тетрадей, то зарплата за одну ставку будет 19159 рублей, а у уборщика помещений или гардеробщиков в той же школе - 20 тысяч. Поэтому для достойной зарплаты педагогу приходится брать на себя полторы-две ставки.
По словам председателя Совета молодых педагогов Иркутской области, заместителя директора МОУ СОШ № 5 Шелехова Леонида Кулика, в Шелеховском районе у молодого специалиста оклад 6,3 тысячи, зарплата 18-23 тысячи, а в Слюдянском районе оклад - 11 тысяч.
"Я до сих пор спрашиваю себя, почему я всё ещё работаю в школе, - недоумевает учитель Пивоваровской школы Иркутского района Нина Березовская. - Когда я семь лет назад пришла в школу, моя зарплата за 18 часов в неделю составляла 13 тысяч. Выжить тогда я смогла только благодаря помощи моих близких. Со временем смогла найти дополнительные плюсы, которые мотивировали остаться в профессии. Но сейчас для получения зарплаты, позволяющей хоть как-то сводить концы с концами, веду 35 часов в неделю. Это огромная нагрузка и отстранённость от личной жизни, всё время посвящается работе - это влечёт выгорание, и я уже чувствую запуск этих процессов".
Техникумы остаются без мастеров
И если к школьным учителям ещё имеется какое-то внимание, то преподаватели системы профобразования остаются в тени своих проблем.
- К низкой зарплате добавляются и недоработки отечественного законодателя, которые привели к отсутствию педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.
По словам Валентины Федосеевой, в стране просто нет системы подготовки педагогов и мастеров профессионального обучения для техникумов и колледжей. Данные выпускников вузов по отраслевым специальностям вступают в конфликт с квалификационными требованиями.
- В итоге, например, в Иркутском техникуме речного и автомобильного транспорта на 62 ставках преподавателей работают 24 педагога, а на 27 ставках мастеров - 11.
Конечно, пока угрозы срыва образовательного процесса нет, но уже существует опасность. У меня не хватает не только преподавателей-судоводителей, кондитеров, поваров, но и физиков, математиков и преподавателей английского языка. Сейчас удалось привлечь к нам на работу шесть педагогов молодых, до 30 лет. Их зарплата от 27 до 51 тысячи, причём эти полсотни тысяч достаются ведением двух ставок, - рассказал директор техникума Евгений Торунов.
- Кстати, сейчас в области планируется проводить ярмарку вакансий в вузах по привлечению будущих учителей не только в школы, но и в техникумы и колледжи.
При этом эксперты уверены, что помимо достойной оплаты труда, молодым людям необходимы и наставники, которые в первые годы работы могли бы помочь выпускнику вуза войти и в коллектив, и в профессию. Кстати, по словам Леонида Кулика, молодой учитель может обратиться в поисках наставника в Совет молодых педагогов, деятельность которого поддерживается профсоюзом.