aif.ru counter
89

Не продавец, а мерчендайзер. Профобразование подстраивается под рынок труда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ в Восточной Сибири» 26/02/2020
Данные указаны в процентах к общему числу рабочих мест.
Данные указаны в процентах к общему числу рабочих мест. © / Вера Никольская / Коллаж АиФ

С 17 по 21 февраля в Иркутской области в пятый раз прошёл региональный чемпионат «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. Причём если пять лет назад участники показывали своё мастерство только в пяти разных компетенциях, то сейчас их стало почти в десять раз больше. Среди них есть даже реставрация изделий из дерева и интернет-маркетинг.

Сильно расширившись, чемпионат перестал «вмещаться» только в Иркутск. Нынче его мероприятия проходили ещё и в Ангарске, Саянске, Тулуне, Братске. Участники соревновались в трёх возрастных категориях: школьники до 16 лет, студенты и молодые специалисты до 23-х и взрослые люди, перешагнувшие 50-летний порог.

В режиме модернизации

Интересно, что чемпионат включал в себя не только состязание рабочих специалистов, но и деловую программу, одну из сессий которой посвятили планированию профессий будущего. Эксперты обсуждали, как будет изменяться рынок труда и как на это должна реагировать сфера профессионального образования. Тема эта – в федеральном тренде. В конце прошлого года на ней сделал акцент президент России Владимир Путин, предложив модернизировать в стране систему среднего профессионального образования на основе лучших мировых и отечественных стандартов.

Начальник отдела профессионального образования министерства образования Иркутской области Анастасия Гетманская говорит, что система ссузов в нашем регионе мобильная – она постоянно находится в процессе модернизации.

«Раз в два года у нас меняются федеральные стандарты, кроме того, мы ежегодно должны обновлять образовательные программы, ориентировать их на потребности рынка труда, которые зафиксированы в списке наиболее перспективных профессий и специальностей ТОП-50. Этот рейтинг составляет региональное министерство труда и занятости, исходя из реальной потребности предприятий», – рассказала представитель минобразования области, добавив, что горизонт планирования списка ТОП-50 – около 7-10 лет, за это время как раз можно подготовить «почву» для того, чтобы обучать студентов новым профессиям, ведь специальность нужно пролицензировать, написать под неё образовательную программу, обновить материальную базу. А это процедуры длительные, они могут занимать несколько лет.

Тем не менее 67% колледжей, техникумов и училищ Приангарья уже внедрили профессии из списка ТОП-50, составленного в 2016 году.

«Это хороший процент», – отмечает Анастасия Гетманская.

Кто такой «мехатроник»?

Если говорить об итогах 2019 года, то студентов из Усть-Илимска стали учить, например, на слесарей и мастеров слесарных работ. Это новые для города специальности, востребованные в лесной сфере. Однако система профессионального образования «подстраивается» не только под «лесников», но и под газо- и нефтедобывающие предприятия. С ними сейчас ведут несколько проектов.

Кроме того, в прошлом году в регионе открыли новую специальность, которую называют сквозной, а значит востребованной в совершенно разных отраслях промышленности – это «Мехатроника и мобильная робототехника». Её открыли в Иркутском техникуме транспорта и строительства.

Его директор Татьяна Ломакина рассказывает, что в 2018 году, перед тем, как открыть эту специальность, сотрудники техникума провели опрос среди работодателей, чтобы понять, необходимы ли им такие кадры. Итоги опроса показали, что на тот момент большой потребности не было, но в связи с тем, что технологические процессы на производствах меняются, оборудование становится всё более сложным, дефицит уже назревал.

«Мы разработали программу, пролицензировали её и на учебный год 2019-2020 набрали первую группу студентов из 25 человек. Пока они изучают общеобразовательные дисциплины и общепрофессиональный курс – это подготовка к будущей профессии. Даём им больше часов физики, черчения, иностранного языка, – рассказывает Татьяна Ломакина. –  Мы делали заявку на продолжение набора первокурсников на эту специальность на следующий учебный год и увидели, что спрос у работодателей уже есть, так как на предприятиях появляются роботизированные линии».

По словам директора техникума, выпускники по новой специальности – «штучный товар», они будут нужны на совершенно разных производствах: в авиастроении, обработке камня и даже в кондитерском производстве. В этой отрасли сейчас используют 3D-принтеры, чтобы печатать украшения для тортов. Соответственно, требуются специалисты, которые могут писать программы и делать наладку этого оборудования.

Разброс сфер очень большой, для техникума – в этом сложность, но для выпускников, наоборот, сплошные плюсы: они смогут выбрать любую продвинутую компанию, которая их заинтересует.

Татьяна Ломакина говорит, что учреждение, которое она возглавляет, совершенствуется под реалии рынка труда бесконечно.

«Ещё года три назад у нас была специальность «Мастер отделочных строительных работ», но поменялись федеральные государственные стандарты, и мы модернизировали специальность до «мастера отделочных и декоративных работ». По этому стандарту мы можем работать более углублённо и готовить выпускников, способных работать с современными декоративными материалами, востребованными на рынке строительных технологий», – рассказывает Татьяна Николаевна.

Студенты-отделочники, кстати, в техникуме «золотые». На прошедшем чемпионате второкурсник Степан Медведев занял первое место в компетенции «Плитка». В прошлом году он не взял приз, но готовился к новому соревнованию целый год, ради этого даже ездил в Казань на национальный чемпионат. То, что Степан так высоко поднял планку, неудивительно. Когда его наставник Лилия Гордина училась в академии WorldSkills Russia, её называли лучшим мастером из учебного потока. 

Онлайн-касса вместо счётов

Анастасия Гетманская отмечает, что в угоду рынку труда в Приангарье не только открывают новые специальности, но и увеличивают набор на самые востребованные направления. Например, в прошлом году в ссузах стали готовить больше автомехаников, обслуживающих разные виды транспорта. Кроме того, растёт число выпускников, занятых в лесном и сельском хозяйстве, ветеринарии.

Эксперт отмечает, что меняется не только список профессий, но и их содержание.

«Года два назад во время чемпионата проводили лекцию о том, как может поменяться рынок специальностей к 2020 году. Там звучало мнение, что исчезнут такие профессии, как почтальон или оператор колл-центра, мол, всё это будет заменено информационными системами. 2020 год наступил, но эти профессии не исчезли – они просто меняются. Например, если 30 лет назад продавец считал на деревянных счётах, то сейчас управляется с онлайн-кассами. Меняются даже названия привычных профессий. Например, теперь продавца, который работает в торговом зале, чаще называют мерчендайзером», – резюмировала представитель минобразования.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах