В дни Европейской недели качества, которая официально проходила с 11 по 15 ноября, общественники провели рейды по нескольким заправкам. На пробу брали самые ходовые виды топлива – бензин АИ-92 и дизельное топливо.
Как рассказал председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов, такие проверки сейчас становятся регулярными и привычными, хотя ещё год назад активистов просто не пускали на АЗС. И по закону владельцы заправок были правы.
«К счастью, в 2018 году вступили в силу изменения в законодательство, позволяющие брать отбор проб топлива «с пистолета». Раньше это можно было делать только из ёмкости. Новые правила развязали нам руки и дали больше возможностей для надзорной деятельности», – говорит Алексей.
Дешёвый – значит, плохой?
«Претензий к топливу на иркутских АЗС («БРК» на улице Лермонтова и «Омни» на Кузьмихинской развязке), на удивление, не было. Хотя накануне нам поступали сигналы от автовладельцев именно на эти заправки, – пояснил Алексей Шабанов. – А вот в Шелехове ситуация плачевная. По бензину нарушения на двух АЗС, по дизтопливу – на всех трёх. Нужно сразу отметить, что лабораторные исследования проводятся анонимно, специалисты не знают, чьё топливо проверяют, на опломбированных бутылках указан лишь код, присвоенный каждому образцу».
В списке самых вопиющих нарушений – заниженное октановое число бензина почти на 3 единицы, превышение по массовой доле серы, у дизеля низкая температура вспышки, низкая предельная температура фильтруемости и также превышение по содержанию серы. Все эти «огрехи» напрямую влияют на исправность автомобиля, в частности – на работу двигателя и топливной системы.
«Если вы усомнились в качестве залитого бензина, обращайтесь сразу к владельцу АЗС. Крупные сетевые компании, которые дорожат своей репутацией, обычно предлагают за свой счёт провести лабораторное исследование топлива. Те же, кто знает о своих проблемах, на такое не идут. Тогда следует писать выше – в Иркутский центр стандартизации и метрологии и федерального агентства Росстандарт. Там по жалобе проведут свою проверку и, если найдут нарушения, оштрафуют АЗС. Автовладелец же сможет использовать результаты проверки в суде», – советует специалист.
Кроме того, общественники призывают обращать внимание на стоимость топлива. Если она ниже среднерыночной на 1-2 рубля, то на 99% жди подвоха. Это подтверждают и рейды. Чаще всего топливо не отвечает стандартам качества на мелких, но дешёвых заправках.
Шиномонтажки тоже не без греха
Кроме того, в этом году Союз автомобилистов впервые начал инспектировать шиномонтажные мастерские. Пока в качестве эксперимента. Специалисты заранее отбалансировали два колеса и просили работников мастерских проверить их на соответствие стандартам и нормам балансировки. Во всех пяти шиномонтажках с задачей справились успешно, имеющиеся там станки не соврали.
«В дальнейшем мы планируем проверять не только точность станков, но и сроки поверки оборудования, а также другие средства измерения. Все они имеют заявленные производителем метрологические характеристики, производитель даёт на них гарантию 1-2 года, а затем необходимо проводить поверку приборов. Многие владельцы мастерских игнорируют это требование. В итоге неправильно сбалансированное колесо приводит к печальным последствиям – износу резины, подвески и рулевого управления. Также это влияет на безопасность движения: сцепление с дорожной поверхностью становится ниже, а значит, легче попасть в аварию».