После ухода западных брендов одежды торговые центры в городах России не опустели. Наоборот, освободившиеся места быстро заняли наши отечественные марки. Их магазины выглядят ничуть не хуже тех, что открывали мировые производители. Всё стильно и красиво.
Только вот не всем россиянам даже российский масс-маркет по карману: джинсы в среднем стоят 4 — 5 тысяч рублей, футболка — 1,5 — 2 тысячи, на верхнюю одежду, пуховики и пальто, многим и вовсе придется копить. При этом, кажется, нельзя сказать, что и сами бренды чувствуют себя хорошо. Так, компания Gloria Jeans, один из гигантов российской легкой промышленности, после 37 лет работы закрывает сразу четыре фабрики в Ростовской области. Одна из них может перестать работать уже 28 февраля.
«Не думали, что развалится всё»
В Новошахтинске производство Gloria Jeans расположено недалеко от въезда в город. Пятиэтажное здание синего цвета окружают деревья. Во дворе припаркованы десятки машин. У двери спит стая собак. Из здания выходит женщина в синей униформе с короткой стрижкой, это Татьяна Кислицина — техперсонал. На предприятии она трудится два года, и, говорит, с радостью продолжала бы работать и дальше, да вот не судьба.
«Что поделать? — задает она риторический вопрос. — Подыскиваю сейчас вакансии. Наверное, в супермаркет устроюсь».
Коллеге Татьяны — Ольге сейчас 35 лет, и половину жизни она работает на фабрике.
«Я пытаюсь найти работу в нашем городе. Ездить далеко не смогу, потому что дети маленькие. Нас всё устраивало. Мы не думали, что вот так развалится всё. Те, кто остались, ходят как в тумане. Швеи надеются ещё на что-то, но я понимаю, что уже всё», — говорит женщина.

Таких, как Татьяна и Ольга, — 2,5 тысячи человек, это швеи, закройщики, технологи. Они могут потерять работу после закрытия производств в Новошахтинске, Шахтах, Гуково и Зверево. Решение о закрытии фабрик объяснял основатель донской компании Владимир Мельников.
«У нас очень разнообразный продукт и мы очень уступаем в качестве, моде и цене альтернативным поставщикам. Просто говоря — это очень убыточно. Мы больше не производственная, а ретейл-компания», — сказал он, добавив, что производство бренда переносят из России в одну из азиатских стран.
Почему же российская компания решила уйти из России? Одной из причин называют дороговизну рабочей силы. Средняя зарплата по рынку у швей в Ростовской области 75-100 тыс. рублей. А у хорошего специалиста, могло выйти и больше. При этом швей в Ростовской области всё равно остро не хватает.
Тем временем власти региона пытаются сделать всё, чтобы сохранить мощности и людей. По словам врио губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря, идут переговоры с профильными инвесторами для покупки этих фабрики, но один из них уже отказался, объяснив решение ростом процентных ставок по кредитам и изменением ценовой политики интернет-магазинов.

Китайская грамота
Худенькая девушка с рыжими волосами фотографируется на фоне покрытого льдом Байкала в одной футболке. «Красавица, не замерзла? — кричат ей продавщицы местного рынка, торгующего байкальской рыбой. — Иди к нам, модель, мы тебе чаю нальем!».
Екатерина Шкерина — и модель, и дизайнер, и маркетолог, и производитель в одном лице. Она управляет маленьким семейным бизнесом — брендом одежды, вдохновленным Байкалом и сибирской природой. Такие марки называют сейчас локальными: каждую вещь катина семья шьет и окрашивает вручную в Иркутске. Но и свое крохотное в сравнении с Gloria Jeans производство девушка сейчас пытается перенести в Китай, говорит, так выгоднее.

«Мы начали в конце 2022 года, не думая, что запускаем какой-то перспективный бизнес: нам просто нравилось шить и у нас была идея, — рассказывает Катя. — Шить мы стали из турецкого футера (это такой плотный хлопок)».
На стоимость такой ткани влияют курсы как рубля, так и лиры, которая постоянно падает и этим, провоцируя инфляцию, поднимает цены на всё турецкое, а еще стоимость логистики. Так что за два года ткань, конечно, подорожала.
По словам Екатерины, спрос на локальную одежду в России есть, и в 2024 году семья перестала справляться с объемами. Сначала сибирячка пыталась увеличить мощности в Иркутске.
«Я подумала, что надо нанять больше мастеров. Но это оказалось неоправданно дорого, я поняла, что ручной труд — это не бизнес, а ремесло, им ты денег не заработаешь. Следующий мой шаг — я нашла конвейерное производство в Иркутске. Мне удалось сохранить себестоимость (она и так была довольно высокой), но качество сразу упало: у нас были трудности с размерами, потому что наши авторские лекала не подходили под типовое производство, появился процент брака — эти вещи мы потом снова переделывали вручную. И это в целом не решало проблему дорожающей ткани».
Тогда Катя решила присмотреться к китайским заводам, чтобы покупать у них футболки, сшитые по ее лекалам, но из китайского хлопка.
«Всё уперлось в кассовый разрыв — когда ты маленький бренд, у тебя просто нет сразу большой суммы, которую ты можешь вложить в производство оптовой партии. В социальном контракте на увеличение объёмов мне отказали, за кредитом в банк я не пошла — ставки неподъемные. Но мне помог случай — я нашла инвестора, который поверил в мой бренд и еще и дал мне советы по работе с Китаем», — рассказывает девушка.

Она отмечает, что сотрудничество с фабриками в КНР только звучит просто, на деле же такой бизнес — «китайская грамота», которую надо сначала освоить. Лишь на поиски подходящей фабрики и создание опытного образца, который устроил Катю по качеству, ушли год и море денег: на билеты в Китай для переговоров, пересылку лекал (на заводах просто не открывались файлы с выкройками из-за особенностей китайского интернета) и десятков образцов вещей. К тому же в первой партии (500 футболок пришлось отсмотреть вручную) оказалось 30% брака, который девушка вернула изготовителю.
«У больших брендов таких проблем, как у меня, конечно, нет. Китайский завод, готовый изготавливать сотни тысяч единиц, найти проще, чем фабрику, готовую сшить просто сотни. И каждая вещь из большой партии, конечно, будет в разы дешевле, и условия китайцы дадут получше. Если же бренд покупает у заводов готовую одежду, сшитую по китайскому дизайну, ее себестоимость будет вообще копеечной. На производственных выставках в КНР я видела, например, футболки, стоимость которых стартует от 10 — 18 юаней (120 — 220 рублей по курсу на 21 февраля — прим. ред.). Странно потом видеть их в наших магазинах в 10 — 20 раз дороже».
Почему одежда в России стоит дорого?
Доктор экономических наук Надежда Грошева говорит, что цена российской одежды зависит от многих факторов, в том числе глобальных — профессия швей у нас в стране до сих пор не самая престижная.
«Многие марки, которые ушли с российского рынка, не стоили дёшево и наши компании, которые заняли их места в ТЦ, соблюдают ту же ценовую политику. Среди них есть бренды, занявшие нишу премиальной одежды. Люди, которые привыкли такие вещи носить, с удовольствием покупают и отечественные, за те же деньги.
Надо понимать: чтобы произвести качественную одежду, нужно понести серьезные затраты — купить недешевую ткань, найти швей, которых сейчас очень мало и им надо платить хорошие деньги. Например, в Иркутске швей в необходимом количестве не готовит вообще никто — наши производители вынуждены брать людей без опыта и тратить время на обучение. Когда я училась в школе в СССР, нас всех учили шить, но сегодня никто из выпускников этого не умеет и не стремится стать швеёй. Это буквально единичные случаи, когда молодой человек говорит: я хочу стать модельером, чтобы кроить и шить. Но и он, скорее всего, не пойдет в найм, а захочет создавать свою одежду. Профессия совершенно не популяризирована, в том числе из-за того, что у школ тоже есть некий kpi по числу выпускников, поступивших в престижные вузы. А швея — это рабочая профессия. Итог: рабочей силы мало, она стоит дорого.
На цену одежды влияет также налоговая нагрузка: а это НДС, который добавился с этого года, если предприятие на упрощенной системе налогообложения, налог на прибыль, который достиг 25%. К тому же, если мы говорим про Иркутскую область, то ни одной программы поддержки местных производителей именно одежды у нас сегодня нет. Это всё не стимулирует снижение цен», - говорит Надежда Грошева.
Уникально, но не «за три копейки»
Стилисты и дизайнеры считают, что российские компании по производству одежды не ставили себе цель стать аналогами ушедших из России марок. Эксперты говорят, что отечественные бренды самодостаточны и интересны. А еще - потребитель к ним уже привык.
Стилист, дизайнер Анна Попадюк:
«После того, как западные конкуренты ушли, наши бренды в нише масс-маркета стали меняться: освободившиеся площади дали возможность расти и укрупняться тем брендам, которые в тот момент могли себе это позволить.

Да, российская одежда часто не стоит дешево. Но производить такой товар внутри России дорого. В нашей стране стоимость труда и материалов выше, чем, например, в Китае, поэтому конкурировать с точки зрения ценообразования с мировыми гигантами пока не всегда получается. Оправдана ли стоимость, изготавливаемых в России изделий? Думаю да.
Еще одна позитивная тенденция - после 2022 года люди стали обращать больше внимания на маленькие, локальные, региональные бренды. Они появлялись и раньше, но сейчас на них растет спрос, безусловно, потому что именно они отражают культурный код, именно они самобытны, концептуальны и способны закрывать потребность отдельного сегмента покупателей. Стоимость этих изделий выше, однако локальные марки не производят свои вещи массово. В лучшем случае лимитировано или мелкосерийно, что повышает ценность продукта – он более уникален».
Дизайнер Алина Сырых:
«Наши отечественные бренды задали высокую планку. По ощущениям, после ухода зарубежных брендов у нас началась более серьезная конкуренция. Теперь ты не можешь дать себе слабину и выпустить что-то менее качественное. Иначе потребитель просто не придет к тебе за вещами. Многие бренды серьезно себя перестроили и действительно стали соответствовать актуальным мировым тенденциям. Производство коллекций ускорилось, качество пошива выросло, дизайн стал более актуальным и востребованным.
Сегмент масс-маркета, на мой взгляд, нашим брендам хорошо удалось закрыть. В сегменте middle и middle-up работает множество отличных дизайнерских марок, которые производят действительно интересные и ни на что не похожие вещи. Больше всего страдают потребители люкса, потому что эта часть рынка ушла из России и в ближайшее время не собирается возвращаться, а замены нет. Потребители люкса не покупают вещи у российских брендов такой же ценовой категории, они или находятся в ожидании перемен, или ездят заграницу, чтобы восполнить свои запасы.
В целом, потребители перестроились и с позитивом стали воспринимать российские бренды, это чувствуется. Поменялась атмосфера, сейчас даже здорово, когда ты как бренд упоминаешь свое российское происхождение, когда в твоих коллекциях появляются русские мотивы и детали. Многие даже гордятся, что "покупают и носят своих".
Я не люблю, когда восклицают: "Почему так дорого, это же российский бренд?!". Простите, а чем хуже наши отечественные марки? Они должны из палок и ветоши создать для вас шедевры за три копейки? Российские бренды, я уверена, стараются как могут. Конечная цена обусловлена высокой себестоимостью, которая складывается из многих факторов, о которых люди даже и не подозревают. Чего стоит только сертификация, маркировка одежды? И я не говорю уже о качественных материалах и хорошем пошиве».