Виктор Катанаев из Эхирит-Булагатского района строит маленькое «государство в государстве» со своей пасекой, кузницей и подстанцией. В его «коммуне» из десяти человек наёмные работники трудятся на равных с хозяином, строят дома рядом с первым домом, едят в общей столовой. Некурящим доплачивается «премия», а на Новый год, Пасху и День Победы разрешается выпить «сто грамм». Через пару дней фермер начнёт посевную кампанию на своей земле, в седьмой раз подряд. Бывший горный мастер сегодня выработал свою философию жизни.
Земля к себе тянула, ещё когда по службе не созидателем был, а разрушителем - экскаваторщиком, горным мастером.... Помню, в дипломной работе написал, что у нас используются не те методы рекультивации - а времена сами знаете какие были. Ничего, отстоял, - рассказывает хозяин. Жена и боевая подруга Вера Яковлевна в беседе больше слушает.
- Переехать сюда с супругой приняли решение в 2003-м, она у меня «декабристка». Продали семейный дом - взяли трактор в кредит по федеральной программе. Мы на себе чувствуем недостатки таких проектов, но если всё в штыки воспринимать, ничего не получится.
В 2008 году Виктор Михайлович, как многие, потерпел неудачу: воспользовался федеральной программой, которая «приказала долго жить».
Спасло хозяйство то, что фермер не стал зацикливаться на одном занятии, как в своё время настойчиво предлагали «сверху».
Все силы - из земли
- Крестьянин - многопрофильный работник: и кузнец, и пчеловод, и тракторист. Здесь нет восьмичасового рабочего дня, когда ты ушёл с работы и забыл обо всём. Для такой работы нужна внутренняя сила. Средний сын меня беспокоил (всего у Виктора Михайловича их пять). К нему приезжают друзья из города, зовут отдыхать, а у нас самое время сева, Тогда парень и разрывался между двух огней, сейчас я в нём уже уверен.
Виктор спит по пять часов в день и чувствует себя здоровым человеком.
- В бизнес, дело чистой выгоды превратить такую работу не получится. Хотя интеллект здесь прилагаться может и должен. Сегодня мы хотим украшать территорию вокруг, помогать думающим людям прийти к земле, - считает фермер. Чтобы привлечь молодых и умных в деревню, запланировал построить на своём участке в триста гектаров бассейн, небольшой спортивный комплекс и даже поставить горнолыжный подъёмник.
- Крестьянин должен черпать силы из земли. Если создал что-то - умей внутренне обогатиться от этого. А с системой нужно вести себя терпеливо, сосуществовать, - считает фермер.
- Десять заповедей уважаю и чту. Одного не могу принять: «Если ударили одну щёку - подставь другую». Я согласен принять страдание от своего друга, но не от врага. Возможно, лет в семьдесят посмотрю на это по-другому, но пока в моей голове такое не укладывается. С соседями сейчас живу дружно, начинать было сложнее. Люди уважают того, кто делает нужное дело, кто полезен. Себя считаю полезным человеком, это как в анекдоте, где два друга разговаривают за рулём: «А если стакан водки выпьешь, сможешь машину вести?» - «Легко!» - «А два?» - «Смогу». - «А три?» - «Ну, так веду же!».
Пока государственные мужи рассуждают, как бы укрепить боеспособность страны, мы её давным-давно укрепляем своей работой на земле.
Кулак кулаку - рознь
По своим убеждениям Виктор Михайлович коммунист: «Вот мы ратуем за демократию, а выбираем «удобных» руководителей, а не тех, что нужен у руля. Однажды я ездил учиться в Барнаул - обучение крестьянину необходимо. А там местные аграрные чиновники не освобождены от сельскохозяйственной работы, трудятся на земле. Это правильно, чтобы человек с умом и инициативой свою энергию направлял не на то, чтобы чинить кому-то препятствия, а на благо.
- Я в своё время овладел шестью-семью профессиями. И когда ушёл на землю, многие тыкали пальцем: что тебе здесь делать с таким профессиональным уровнем? Кулак кулаку рознь. Случилось беседовать со своим «коллегой», тоже фермером. Он трудяга из трудяг, но дальше своих проблем видеть не хочет. Говорит, дескать если бы не американцы, мы бы в Великой Отечественной не победили. Обидно, что мы теряем какую-то национальную гордость. Если мы не обратимся к земле, будет страшно за нацию.
Языком цифр:
В 2010 году в Иркутской области:
темпы сева в 3 раза отстают от прошлогодних;
42 тысячи гектаров из 380 засеяны зерновыми;
84% тракторов и 90% сеялок в рабочем состоянии.
На сельхозработы в мае запланированы 51 млн рублей из областного бюджета и 100 из федерального.