Обучение во вторую смену, низкие результаты ЕГЭ, дефицит педагогов – это только часть проблем, которые испытывает система образования Магаданской области. О путях их решения рассказала министр образования региона Анжела Шурхно.
Студентов пришлось добирать
«В этом году мы столкнулись с низким уровнем набора абитуриентов в магаданский вуз, были объявления о дополнительном наборе – говорит глава минобразования области. – Могу сказать, что недобор возник только на технические специальности. Их трудно изучать, и поступление требует дополнительного уровня навыков и знаний – возможно, даже свыше учебной программы. После дополнительного набора вакантными остались около 50 мест».
«Ребятам трудно работать с некоторыми программами, и даже для понимания материала в учебнике им требуется помощь учителя, – говорит Анжела Шурхно. – Коллеги отмечают, что особенно сложны для восприятия учебники по химии, физике и русскому языку за 9 класс. Мы знаем об этой проблеме, и считаем, что её можно решить только созданием единой образовательной программы и формированием единого набора учебников. Он уже есть, но пока достаточно вариативный».
«Здесь больше занятий по биологии и химии, причем, задания значительно шире, чем в обычной учебной программе, – говорит министр. – Также проводится специальный отбор педагогов, среди которых есть и практикующие медицинские работники. Ребята ходят на экскурсии в областную больницу, на занятия в медицинский колледж, изучают основы оказания первой помощи».
Три процента – это много
У школьников в Магаданской области по-прежнему время от времени возникают проблемы со сдачей ЕГЭ. Несколько лет назад были провалы с математикой и физикой, позже – с информатикой, теперь – с химией и биологией.
«В этом году 32 ученика выбрали химию, и большая часть еле преодолела минимальный порог при сдаче экзамена, – добавляет Анжела Шурхно. – Мы сделали выводы, провели глубокий анализ по муниципалитетам. Оказалось, что в некоторых отдаленных районах школьники показывают хорошие результаты по ЕГЭ. Да, в этом году стало больше высокобалльников и меньше учеников, не преодолевших минимальный порог. Но то, что из 845 сдававших школьников три процента «провалились», нас не устраивало».
Повышать качество подготовки к ЕГЭ в отдаленных районах стараются с помощью информационных технологий: у ребят есть возможность послушать лекции по предмету, которые они собираются сдавать. Такой подход помог улучшить результаты экзаменов в Хасынском округе. Однако в целом по региону показатели сдачи ЕГЭ по основным дисциплинам по-прежнему ниже, чем в среднем по России.
Для Колымских школ попрежнему остается актуальной проблема нехватки педагогов. Некоторым учителям приходится работать на две ставки. Исправить положение может государственная программа «Земский учитель». В этом году благодаря ей в школы отдалённых посёлков Магаданской области пришли новые преподаватели.
«В 2022 году мы планировали принять на работу в учреждения образования порядка 70 новых педагогов, в итоге к началу года пришло 130. Это в том числе и учителя из других регионов. Например, в Ягодное приехали специалисты из Амурской области и Краснодарского края», – говорит министр образования.
Если вопросы с нехваткой педагогов можно решить с помощью мер поддержки, то проблему второй смены ликвидировать сложнее. В настоящее время в Магаданской области чуть более двух тысяч детей обучаются в две смены. В прошлом году учеников, которые посещают занятия во вторую смену, стало на 1,2 процента больше. Связано это с нехваткой помещений.