Не зря люди, говоря о Севере, почти всегда называют его далёким. Это определение подходит к таким территориям не только из-за того, что они кажутся неизведанными и таинственными, но и чисто практически. Чтобы добраться до отдалённых северных районов Иркутской области, приходится потратить изрядное количество сил и денег.
Визирный – Киренск – Усть-Кут
Обеспечение транспортной доступности Киренского района, одного из самых отдалённых в Приангарье, – приоритетное направление работы его мэра Кирилла Свистелина. Он уверен, что от этого напрямую зависит развитие территории, которую доверили ему жители.
«Мы много делаем для того, чтобы экономика района укреплялась: в муниципалитет заходят крупные компании, которым нужны рабочие руки. Один только газопровод «Сила Сибири», инфраструктура которого сейчас проектируется, откроет сотни вакансий, – говорит Кирилл Викторович. – Экономику делают люди, и нам важно, чтобы местные жители оставались на Севере, чтобы им было здесь комфортно. А транспортная доступность – один из важнейших показателей качества жизни, поэтому мы уделяем этому очень большое внимание».
Работа мэра даёт результаты. С 1 июня Киренский район станет ближе к Усть-Куту, а этот город и сейчас считают крупным транспортным узлом. Добраться, к примеру, до Иркутска отсюда можно помимо самолёта и на поезде, и по качественной автодороге. Из Киренска до областного центра, как в песне, только самолётом можно долететь. Раньше и до Усть-Кута жители Киренского района добирались в основном по воздуху – на вертолётах. В первый день лета откроется новый маршрут – по Лене: теплоходы «Полесье» станут три раза в неделю выходить из посёлка Визирный и через Киренск доставлять пассажиров в Усть-Кут и обратно.
«Важно, что такая поездка будет для жителей доступной: билет из Визирного до Киренска обойдётся в 500 рублей, до Усть-Кута – в тысячу», – поясняет мэр.
Он добавляет, что рейсы будет субсидировать бюджет региона, об этом администрация договорилась с министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Такая цена доступна для жителей нашего региона, гости из Якутии тоже смогут воспользоваться водным транспортом, но для них путешествие обойдётся в семь раз дороже.
«Конечно, наша главная задача – восстановить дебаркадеры (плавучие пристани. – Прим. ред.), чтобы теплоходы могли причаливать к населённым пунктам, – отмечает мэр. – Обслуживать маршрут будет предприятие «Витим-Лес», которое выиграло конкурс».
Дорога жизни
Ещё одна «транспортная» цель, к которой идёт мэр, – снижение стоимости билетов на самолёты для киренчан. Эту тему Кирилл Свистелин поднимает едва ли не на всех совещаниях в Иркутске. Об этом он говорил губернатору Приангарья Сергею Левченко во время заседания государственного комитета по планированию социально-экономического развития области.
«Глава региона тогда со мной согласился, что авиаперелёты для северян надо субсидировать, он дал соответствующее поручение министерству жилищной политики, энергетики и транспорта, но вопрос до сих пор не решён. В министерстве считают, что наш маршрут слишком затратный. Я пытаюсь специалистов переубедить, потому что сейчас он затратный в первую очередь для наших жителей: билет на самолёт по маршруту Киренск – Иркутск стоит в лучшем случае 8 тыс. рублей, в худшем – 13 тысяч рублей. Иногда из областного центра до Москвы можно долететь за меньшие деньги. Мы считаем, это неправильно. Цена авиаперелёта для киренчан не должна превышать 5 тыс. рублей, особенно льготы нужны пенсионерам и студентам. Такие скидки на воздушный транспорт есть, например, у жителей Якутии. А чем мы хуже? – задаёт риторический вопрос глава района. – Так что работа по воздушным маршрутам сейчас продолжается».
Если говорить об авиации, ещё одна важнейшая задача – реконструкция взлётно-посадочной полосы киренского аэропорта. Как говорил Кирилл Свистелин, её не «капиталили» 77 лет – с 1942 года!
«Аэропорт уже девять лет находится в банкротстве, а это, между прочим, единственная воздушная гавань Иркутской области, которая входила в систему «АлСиб» – трассу, по которой перегоняли самолёты из Аляски в Москву во время Второй мировой войны, – рассказывает мэр. – Полосу, конечно, реконструировать необходимо. И не только из-за истории: у нас, как и в трёх других районах Иркутской области, приравненных к территориям Крайнего Севера, нет железной дороги, самолёты – наша главная связь с центром. Я уже обращался по поводу капитального ремонта в различные федеральные ведомства, мы и дальше не оставим эту тему».
Есть у Киренского района перспектива обзавестись и качественной автомобильной «артерией» до областного центра. Глава муниципалитета напоминает, что для этого важно построить участок трассы Киренск - Казачинское, а также «кусок» дороги до Ковыктинского месторождения.
«Тогда у нас появится прекрасная дорога Киренск – Иркутск. К тому же, есть планы по строительству моста через реку Лену в районе Жигалово. После этих мероприятий наши жители смогут без проблем добираться до областного центра и на автомобиле, – отмечает мэр. – Конечно, эта категорийная дорога позитивно скажется и на экономическом развитии нашей территории, а значит – на качестве жизни в районе в целом».