За свои 77 лет жизни не раз оказывался в ситуациях, о которых другие, наверное, только в книгах и читали. При этом сам он считает, что ничего особенного в его судьбе не было. Корреспондент «АиФ в ВС» поговорил с Дмитрием Максудиновым о строительстве БАМа, Карибском кризисе и Чилийском перевороте, которые ему удалось пережить.
«Так вы татарин?» - так начался наш диалог.
«Нет! Был татарин, а стал братчанин. Русский я», - ответил на мой не очень корректный вопрос Дмитрий Иванович и рассказал невероятную историю своего отца, который родился в 1907 году в татарской деревне на Волге. А в 20-е годы, когда там был страшный голод, из всей деревни чудом удалось выжить только ему, да его брату. Мальчишек приютил русский крестьянин из другого села. Научил петь, играть на гармошке и говорить по-русски. А татарский язык братья так и забыли. Потом их отправили в Горький, где парни выучились на железнодорожников. С тех пор вся жизнь семьи Максудиновых была связана с железной дорогой.
В центре событий
В 1946 году семья, в которой к тому времени было уже пятеро детей, очутилась на Дальнем Востоке. Немногие знают, что именно в те годы там начинался первый этап строительства железной дороги, которая спустя почти три десятилетия получит своё второе рождение и звучное название БАМ и прогремит на всю страну.
«Отец строил ветку «Известковая - Ургал», что в Хабаровском крае. А там места такие… одни зоны кругом! Из рабочих - заключённые и военнопленные, в основном японцы. Интересный народ. Работали хорошо. Строем ходили и пели: «Дорогая моя столица, золотая моя Москва», - смеётся Дмитрий Иванович.
Кстати, именно там ему пришлось сменить школьную форму на рабочую робу: чтобы помочь отцу прокормить большую семью, после седьмого класса мальчишка пошёл работать подмастерьем на железную дорогу.
Затем судьба закинула Максудиновых на строительство «железки» в Монголии, а уже оттуда, в конце 50-х, в местечко под названием Заярск, которое сейчас относится к Правобережному округу Братска. Здесь уже полным ходом шло строительство Братской ГЭС, и Дмитрий Максудинов стал одним из её первостроителей.
В неспокойное время попал он и на службу в армию.
«Привезли меня на остров Сахалин, на морскую границу. Я не моряк, а пограничник, всегда 28 мая отмечаю наш праздник. Но время тогда было - не позавидуешь. 1962 год - разгар Карибского кризиса между Соединёнными Штатами и СССР, а в сорока шести километрах от Сахалина - Япония. И я - на границе! В общем, напряжённо было, ничего не скажешь », - вспоминает ветеран.
После трёх с лишним лет службы пограничник снова вернулся в Братск, где кипела жизнь и комсомольско-молодёжная стройка. Народу понаехало - со всей огромной страны, и молодой сибирский город, бесспорно, был центром невероятной жизни.
Братск - Чили - БАМ
Максудинов был настолько умелым, ответственным и по-советски правильным, что в 1973 году ему была поручена особая миссия - строительство железнодорожной ветки в…Чили. И надо же было такому случиться, что и здесь наш земляк попал в политический переплёт: вскоре в этой латиноамериканской стране к власти пришёл генерал Аугусто Пиночет, сместив социалистическое правительство Сальвадора Альенде.
«Делегация из СССР была небольшой. В основном люди ведомственные, рабочих почти и не было. Вылет наш из Москвы несколько раз откладывался, мы понимали, что там очень неспокойно, но отказаться от командировки было нельзя, - говорит Дмитрий Иванович.
А задача перед советскими специалистами стояла серьёзная: в условиях, когда политическая обстановка резко обострилась и уже конкретно пахло военным переворотом, нужно было проложить железнодорожные пути от медеплавильного завода в морской порт, чтобы поставлять продукцию на экспорт. Конечно, противники Альенде были не в восторге от экономических планов правительства.
«Напряжение было невероятное, гремели постоянные взрывы. Даже вспоминать не хочется! - всё-таки делится со мой собеседник. - К тому же кормили ужасно: мяса почти не давали, а работы много. Один случай с едой мне запомнился особенно. Пошли мы как-то раз после работы в китайский ресторан. А с китайцами у нас в те годы тоже отношения не очень-то хорошими были. Думали, отнесутся к нам плохо, козни будут строить. А китайцы нас хорошо накормили! Выпили с нами. А под конец все вместе запели «Катюшу».
Задание в Чили было выполнено, а дома жизнь закипела по-новому. В 1974 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Работы начинались от Усть-Кута, куда и отправился наш герой. А оттуда вместе с дорогой «дошёл» до самого Забайкалья.
«На БАМе были хорошие условия труда, хорошая импортная техника - умная, - рассказывает Дмитрий Иванович. - Конечно, сами проходки были очень сложными: скальник, вечная мерзлота, препятствия не из лёгких. Но мы не считали это всё каким-то подвигом, просто работали. Это было наше дело».
Больно было смотреть...
А вот в девяностые ветерану пришлось туго, но вовсе не потому, что остался не у дел. Он хоть и был уже тогда пенсионером, но работать продолжал, и уходить его никто не просил. И всё же в 1995 году Максудинов уволился по собственному желанию.
«Не смог я смотреть, как разворовывали наши базы. Один начальник тогда хорошие тепловозы на ходу в Китай продал. Нам только распоряжения выдавали - подготовить на вывоз. Потом другой пришёл - такой же хапуга. Что-то на металл распиливали и продавали, что-то вывозили куда-то. Я просто написал заявление и ушёл, чтобы всего этого не видеть», - с горечью говорит Дмитрий Иванович. Поэтому сейчас ветеран с радостью наблюдает, как вновь возрождается строительство Байкало-Амурской магистрали, у истоков которой стоял ещё его отец.
«Жизнь такая интересная, скучать не приходится», - не унывает русский татарин, настоящий трудяга, обладатель ордена Дружбы Народов и медали «За строительство БАМа» Дмитрий Максудинов.