Иркутск богат на спортивные династии, которые добивались успеха в стране и в мире. Одна из них - династия игроков по хоккею с мячом Хандаевых. Её основатель - Игорь Ильич - многолетний капитан иркутского «Локомотива», а его сын - Илья - 11-кратный чемпион России. Он прошёл школу иркутского хоккея под началом заслуженного тренера России Олега Катина и сегодня возглавляет национальную сборную. Всего же хоккейная дружина Хандаевых включает четверых братьев и двоих сыновей. Подробности - в материале irk.aif.ru.
Забивал легендам мирового бенди
В 60-х годах после матчей по хоккею с мячом с участием братьев Хандаевых соперники нередко бурчали: «Чёрт бы их побрал, этих Хандаевых, не разберёшь, кого держать».
Игорь с улыбкой вспоминал: «Когда я начинал играть за клубную команду Свирска, на поле выходили братья Владимир, Николай и младший Борис. А самый старший брат, Пётр, хоть и не играл в хоккей, зато был женат на сестре Иннокентия Протасова, одного из сильнейших игроков иркутского «Локомотива» в его истории. Понятно, соперники терялись и кого-то упускали из виду, чем мы и пользовались. За мастеров играли лишь двое – я и Борис, которого в юности пригласили в Караганду, а меня в «Локомотив». В чемпионатах СССР долго играли друг против друга, до тех пор, пока Борис не вернулся домой и не стал играть в одной линии со мной в полузащите».
Из радиорепортажа: «Оранжевый мяч по немыслимой траектории просвистел над головами обороняющихся и вонзился в сетку. Ай да Хандаев, великий мастер удара „хлюпом“!»
Игорь Хандаев забивал буквально всем голкиперам, невзирая на титулы! Даже легенде мирового бенди, вратарю столичного «Динамо» и сборной СССР Анатолию Мельникову.
А вот другая картинка из репортажа: «Динамовский виртуоз Канарейкин лихо, словно слаломист, объехал полкоманды железнодорожников, но споткнулся на „железном“ Хандаеве, который необъяснимым шестым чувством разгадал манёвр столичного форварда».
Неудержимый и стойкий правый бортовик, игравший под №5, не бравировал своей известностью, не просил каких-то благ. Свой последний чемпионат СССР он проводил, когда ему шёл 39-й год. Хандаевский «хлюп» придавал мячу скорость снаряда. От бьющего требовалось ювелирное мастерство, которым владели единицы. Свои клюшки Игорь готовил тщательно – выстругивал рукоятку до возможного предела. Во время тренировки ломал с десяток клюшек. Полёт мяча – непредсказуем, если летел в створ ворот – гол неминуем. Вратари ломались, не только клюшки.
Семейная традиция
Хандаева присмотрел мэтр тренерского цеха, наставник московского «Динамо» и национальной сборной Василий Трофимов. Иркутский хоккеист дал добро на переход, но что-то не сложилось. В это время – звонок из Алма-Аты, куда раньше настойчиво звали. Хоккеист поехал в казахское «Динамо», которое занимало позиции вслед за столичным «Динамо» и свердловским СКА. В первом же сезоне завоевал с командой бронзовые медали.
И всё же ностальгия по родному Иркутску взяла верх. В 1970-м капитанскую повязку иркутского «Локомотива» Иннокентий Протасов вручил вернувшемуся 29-летнему Игорю Хандаеву.
В 1972 году из Караганды вернулся его младший брат Борис. Техничный, умный игрок. Братья дополняли друг друга в полузащите. К сожалению, судьба Бориса была трагичной – он погиб.
…Когда Игорь Хандаев переехал в Алма-Ату, я ему позвонил, он опешил:
– Чем обязан? Случайно не перепутал с Ильясом, это он знаменитость, а я особа скромная, с журналистами не общаюсь, от хоккея отошёл. Порой даже не верится, что два десятка лет играл за команды мастеров.
– С сыном общаетесь?
– В основном по телефону. Ильяс – много времени в разъездах проводит. Горд за него. Он поддержал традиции семьи и приумножил их. Думаю, иркутский хоккей им может гордиться. Он выиграл все титулы, о которых можно только мечтать. Кстати, мой старший сын Олег (1968 года рождения) тоже играл в хоккей… на траве. И добился серьёзных успехов, он – 7-кратный чемпион СССР в составе алма-атинского «Динамо». Выступал за сборную страны и лучшие европейские клубы. К великому огорчению, он молодым трагически ушёл из жизни в конце 90-х.
Из запасных – в чемпионы мира
Казалось, что в такой хоккейной семье у мальчишки один путь – на каток.
«Какой каток? Я даже кататься на коньках не умел, – огорошил Ильяс, – гонял в детстве футбольный мяч, играл за юношескую команду вратарём. Друзья убедили: с отца и дяди бери пример».
Но на льду у младшего Хандаева не всё гладко складывалось. Ильяс прочно осел в запасе и, наверное, закис бы, не помоги друг и одноклубник Василий Никитин, которого пригласили в юношескую сборную СССР. Как раз травму получил вратарь, и Вася порекомендовал Хандаева. Ильяс пришёлся ко двору и закрепился в составе.
На юношеском первенстве мира в Норвегии наша сборная завоевала золотые медали. Так неожиданно неизвестный запасной превратился в чемпиона мира. Призвали в армию, играл за хабаровский СКА, один из сильнейших клубов страны. После демобилизации в 1990 году вернулся в «Локомотив». Но не вписался…
«Расстроился ужасно, – вспоминал Ильяс, – всякие нехорошие мысли лезли в голову».
И снова счастливый случай – в 1992 году пригласили в архангельский «Водник», вскоре ставший звёздным клубом отечественного бенди, игроки которого составляли ядро сборной страны. Под началом Владимира Янко национальная команда неоднократно побеждала на чемпионатах мира и международных турнирах на призы правительства России. Хандаев – среди этих гвардейцев.
Весной 2003-го, когда «Водник» приезжал на матч чемпионата в Иркутск, я спросил Ильяса, нет ли у него желания поиграть в родной «Сибскане» («Локомотив» до 1992 года – Прим. ред.)?
Ильяс хитро улыбнулся:
– В Иркутске свои вратари хорошие. К тому же в Архангельске меня всё устраивает.
– На каждый матч ты неизменно выходишь с подковой и кладешь её на перекладину ворот. Своего рода шаманство, искренне веришь в примету?
– Подкову мне преподнесли верные болельщики после выигрыша Кубка России десять лет назад. Об остальном я бы не хотел говорить, так как серьёзно к этому отношусь, это сугубо личное.
В 2006 году чемпионский «Водник» чуть ли не полным составом переехал в Москву, и потускневшее некогда грозное «Динамо» в одночасье вновь превратилось в флагманский клуб, с которым Хандаев продолжил чемпионскую гонку.
Зачехлив коньки, из хоккея не ушёл. Он стал тренером. Работал в столичном «Динамо», возглавлял национальную команду Казахстана, студенческую сборную России, казанское «Динамо», хабаровский «Нефтяник». Где бы ни работал, добивался успешных результатов. Красноречивый пример – работа в архангельском «Воднике»: в прошлом сезоне – серебряные медали, в минувшем – бронзовые.