О развитии туристической отрасли в Иркутской области и благоустройстве Листвянки рассказала корреспонденту «АиФ-Иркутск» руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина.
«АиФ-Иркутск»: Известный блогер Илья Варламов наделал много шума в соцсетях, раскритиковав самое популярное место отдыха на Байкале - Листвянку. Не нравится посёлок и многим иркутянам. Собираются ли там что-то изменить и сделать это место более интересным и в то же время - более цивильным?
Екатерина Сливина: Отзывы о Листвянке есть самые разные, в том числе и негативные. В первую очередь они относятся к внешнему виду посёлка и к уровню существующего там сервиса. Учитывая, что это самый доступный туристский центр на Байкале, конечно, неправильно, что он находится в таком виде. Но Листвянка должна стать не только привлекательной для туристов, а в первую очередь - комфортной для местного населения: порядок в доме нужно наводить прежде всего для самих себя. Когда мы это сделаем, тогда и у приезжающих к нам гостей будет другое отношение.
Но мы не будем просто громко рекламировать Южное Прибайкалье и Байкальск, чтобы туристы ехали исключительно туда. Там нужно создавать качественную инфраструктуру. И единственное место, где это можно делать законно и легально, - территория особой экономической зоны «Ворота Байкала». Поэтому туда сейчас привлекаются и федеральные деньги, и средства инвесторов. А когда там будет создан центр туристической активности, с нормальными стандартами качества, то и всё остальное сообщество поневоле будет подтягиваться к этому уровню.
- Слышала, что у нас в туризм пошёл крупный бизнес со своими проектами и капиталами. Насколько это перспективно для развития отрасли?
- В начале прошлого года правительство области заключило с Байкальским банком Сбербанка России соглашение, один из пунктов которого - разработка мастер-плана по развитию Южного Прибайкалья. Уже сформирован пул проектов, которые предлагаются заинтересованным инвесторам. Причём среди этих проектов не только гостиницы и рестораны, но и объекты показа - например, частные музеи и центры деловой активности. Прониклась темой туризма и компания МТС, которая разработала несколько турпродуктов с применением цифровых технологий. Один из них - мобильный гид мы активно поддержали.
Турбизнес в нашем регионе в основном малый и микро, и когда приходят такие крупные компании, это позволяет быстрее расширить рынок, создать современную инфраструктуру, оказывать качественные услуги. Это также хороший пример для других корпораций: они ведь смотрят, где какая активность начинается, и туда идут. При этом важно, чтобы их поддержала не только местная власть, но и не было отрицания со стороны населения.
- Кроме Байкала у нас есть много других интересных мест - Свирск, Киренск, Усть-Орда и т.д. И год-два назад много говорили как раз о создании турпродуктов именно там. Эти намерения заглохли?
- Нет, такая работа идёт, потому что будущее туризма не только за территориями, прилегающими к Байкалу. Например, в Свирске разработали линейку и летних, и зимних турпродуктов, но они пока ориентированы больше на жителей ближайших районов. И это, наверное, правильно начинать с небольших шажочков. Но, в месте с тем они очень оптимистично настроены. Активно развивается Усольский район, где «прокачивают» сельский туризм. Кстати, следующий год Всемирная туристская организация объявила Годом сельского туризма, и мы решили провести по этой теме серию выездных образовательных семинаров. В этом году опробуем их в Качугском районе, а в 2020-м - в Усольском, Заларинском, Тулунском и Усть-Ордынском Бурятском округе. Планируем также поддерживать проекты на севере области, в частности - в Усть-Илимске, Железногорске-Илимском, Братске и по Лене - в Качуге, Усть-Куте, Киренске. Здесь везде есть своя история, которая может привлечь туристов.