Байкал – священное, самое чистое и глубокое озера мира. На его берегах каждый чувствует какую-то особую энергетику. Жизнь Байкала издавна окутана тайнами и легендами. Древнейшие жители этих мест курыкане. Ныне это исчезнувший народ. Курыкан сменили якуты, затем - вытеснившие якутов на север буряты. Позже сюда пришли русские землепроходцы в царствование Петра I и старообрядцы. Каждый народ рассказывал о Байкале свои легенды. Но все они перекликались. На озере испокон веков жили духи и боги лесов, гор, рек и байкальской воды.
Вот, что рассказывал еще в середине прошлого века местный житель Василий Дмитриевич Зорин о том, как появился сам Байкал:
«Давно, наверное, это было. Так давно, что много миллионов лет прошло с тех пор. Может, и человека в то время не было, а может, и был. Но случилось, говорят, это так: свалился на землю прегромадный камень, ну, как теперь сваливаются, только сейчас они маленькие сваливаются. Упал тот камень около Саян. Пока он падал на землю, раскалился, а когда упал, то пошел проливной дождь. В воронку на горячий камень потекла вода. Земля, камень и вода - все вскипело. Кругом начали растопляться снега и льды. Воды вокруг воронки стало так много, что она попала в щель, которая шла от воронки. Та щель получилась от падения камня. Вода по щели просочилась под землю, там она вскипела и прорвалась снова вверх. Тут эта вода, выскочившая, все затопила, и получилось море.
Слыхал я, что от такого же камня получилось целое озеро даже на вершине Саян. А мой дедушка рассказывал, что Байкал произошел оттого, что в том месте шибко большая молния ударила и прорезала землю до самой подземной воды. Та вода потом затопила много падей и гор, а потом море и стало».
Одна из самых известнейших легенд здешних мест зародилась давно.
Старцы рассказывали, что давным-давно жил в этом крае могучий седой богатырь. Звали его Байкал. Не было равного ему по силе и богатству. Суровый это был старик.
Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.
Была у старика Байкала единственная, а потому безгранично любимая дочь — Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо, все любовались ею, все славили её красоту.
Очень любил ее отец-старик. Только вот строг был к ней и держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей даже наверх показаться.
Долго скучала Ангара. Чтобы развеселиться, она прыгала с камня на камень, кружилась, делая повороты и изгибы, словно та девушка, которая забывается в жгучем танце.
Но однажды ранним утром, когда прозрачные туманы еще не успели подняться к небу, Ангара подслушала разговор двух чаек, сидевших на прибрежной скале. Там, далеко-далеко, вьется извилистой лентой могучий богатырь, красавец Енисей. Он начинается в высоких Саянских горах, всегда покрытых снегом. Бурлит и кипит он, когда пробивает себе дорогу меж камней, потом разливается по широкой степи и далеко несет он свои воды, пока не вольется в самое холодное на свете море…
Услыхала Ангара об Енисее и от горных ручьев и еще более заскучала. Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?
Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла старика отца, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.
И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.
Близилась свадебная ночь. Однажды, когда уже закатывалось багряное солнце, задумала Ангара бежать к своему возлюбленному. В ту беспросветную ночь, когда не тревожимый Сармой Байкал крепко спал и не слышал, как в далеких горах переполнились дождевой водой все ручейки и реки. Ангара собрала все свои воды, напрягла все силы и бросилась в море… Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что случилось. Обезумел старик. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Сорвал Байкал одну громадную скалу и со всего размаха бросил вслед убегавшей непокорной дочери своей. Со страшным шумом и треском упала скала перед убегающей Ангарой, загородила ей дорогу. Напрягла Ангара последние силы, обошла скалу с двух сторон и широкой лентой понеслась к Енисею и слилась с ним.
Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы.
Шаман-камень — заповедная скала у истока реки Ангара. Это памятник природы Прибайкальского национального парка.
После пуска Иркутской ГЭС и затопления водохранилища из воды виднеется лишь небольшая верхушка. Раньше на ней оставляли на ночь провинившихся - в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен.