aif.ru counter
211

К чему обязывает постриг?

АиФ-Забайкалье

О том, с чем это связано, каким должен быть настоящий монах, о жизни в монастыре, духовной борьбе и о многом другом в беседе корреспондента «АиФ-Забайкалье» с исполняющим обязанности наместника Читинского Свято-Успенского мужского монастыря, игуменом Димитрием (Елисеевым).

Белое и чёрное

«АиФ-Забайкалье»: - Расскажите, пожалуйста, как давно появился ваш монастырь, с чего всё начиналось и почему именно на том месте, где он сейчас находится?

Игумен Димитрий: (- Община, из которой сформировался монастырь, существует более 10 лет. В 2005 году Преосвященнейший Евстафий, на тот момент епископ Читинский и Забайкальский, благословил основание Успенского мужского монастыря недалеко от Молоковки. Правительство (тогда ещё Читинской области) выделило под монастырь территорию бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х годов. Здесь мы живём, трудимся и молимся уже около 6 лет.

Монашествующие Свято-Успенской обители по благословению архиерея служат в храмах Читы: в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери, в Свято-Воскресенском храме на улице Чкалова и в Спасо-Преображенском - на улице Чайковского. У монастыря тоже есть свои прихожане. Стараемся регулярно служить в обители.

«АиФ-Забайкалье»: - Отец Димитрий, ваша должность - наместник, но при этом с приставкой «исполняющий обязанности», что это значит?

И.Д.: - Это значит, что я нахожусь на месте того, кто является настоятелем монастыря. Наш настоятель - правящий архиерей, епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий. Есть такая общецерковная практика, когда главными или историческими монастырями руководят сами архиереи или даже Патриарх. Поскольку архиерей имеет свои должностные обязанности и не может проводить много времени в монастыре, он назначает вместо себя наместника. Поэтому мне благословлено исполнять обязанности.

«АиФ-Забайкалье»: - А как вы пришли к православной вере, почему решили стать монахом?

И.Д.: - Однажды решил ответить для себя на вопрос: «Есть Бог или нет?» Это было в начале 90-х годов. Хотя крещён я был в младенчестве, но, к сожалению, к вере долгое время относился с безразличием. Но, как видите, вопрос для меня был решен. С 1997 года начал трудиться в церкви. Через год принял священный сан. Нужно пояснить, что есть два вида духовенства - чёрное и белое. Белое - это женатые священнослужители. Чёрное - монашествующие. До прихода в церковь я был женат, у меня есть дети, сейчас и внуки. В 2001 году, 6 декабря, меня постригли в монахи.

Служение как в армии?

«АиФ-Забайкалье»: - Трудно ли было вам как монаху отказаться от мирских утех?

И.Д.: - Перед постригом каждый проходит так называемый «искус». Владыка, прежде чем совершить постриг в монашество, условно говоря, проверяет, насколько человек готов или не готов к такому серьезному шагу. И это отнюдь не точка в жизни, это её новое начало.

Монах принимает три обета. Обет послушания - отсечение своей воли, готовность к подчинению воле своего духовного наставника. Обет нестяжания, то есть отказ от всего имущества и богатства земного. И обет девства, то есть плотское воздержание.

Есть в монашестве некоторое сходство с армией. Солдат должен подчиняться командиру, у него нет своего имущества - только казенное, да и, как правило, он ограничен в плотских отношениях. Но это не делает его монахом. Необходимо духовное совершенствование. Господь благоволит любому служащему человеку, покровительствует тем, кто ответственно и старательно подходит к выполнению своего дела, своего предназначения. Но если же у солдата фронт действий материален, имеет видимые границы, то у монаха поле сражения - его собственная душа.

Не все у нас сразу получается, но мы учимся жить со Христом. Искушений хватает. И, как говорят святые отцы, если у мирянина за спиной один бес, то у монаха их тысячи. Но Господь не оставляет. Если я отдаю Богу свою жизнь, Он всегда защитит и поможет.

«АиФ-Забайкалье»: - Известно, что в 90-е годы, когда повеял воздух свободы, многие люди уходили в монастыри, участвовали в их создании, тянулись к вере. А сейчас? И что нужно, чтобы в наши дни человека приняли в монашескую обитель?

И.Д.: - Действительно, поток желающих уйти в монастырь сегодня гораздо меньше, чем было в то время, о котором вы говорите. Особенно это касается мужчин. Жизнь в монастыре - не только физический труд на разных послушаниях, но главный труд - духовный, работа над собой. А нам, так называемому сильному полу, не так просто бороться. Потому и желающих попробовать мало.

Как попасть в монашескую обитель? Как минимум нужно иметь паспорт и справку о состоянии здоровья.

Проживающие в монастыре делятся на три категории. Трудники - люди, которые не собираются принимать постриг, но хотели бы какое-то время пожить и потрудиться в монастыре. Они соблюдают установленный в обители порядок, посещают богослужения и работают. Вторая категория - послушники. Они готовятся к монашеству, проходят испытательный срок. Обычно он длится три года. Но все зависит от человека. До пострига может пройти и больше времени, а, может, и меньше. Ведь люди приходят в монастырь по разным причинам. Одни твердо принимают решение, другие, столкнувшись с трудностями душевными и усталостью физической, принимают монастырь за «тихую гавань», где можно спрятаться от мирских проблем. Они не понимают, что попадают на фронт духовной борьбы, где выстоять еще сложнее.

Наконец, третья категория. Это те, кто уже пострижен в монашество, принял обеты (насельники). Но это не значит, что такой человек достиг совершенства. Нужно постоянно работать над собой, смиряться, «молиться, поститься и в рай торопиться».

«АиФ-Забайкалье»: - Монах после пострига может покинуть монастырь?

И.Д.: - Да, такие случаи бывают. Никто в монастыре людей цепями не держит. Человеку от Бога дана свобода воли и выбора. Церковь уважает эту свободную волю и не может препятствовать решению уйти. Но, как показывает практика, поступивших подобным образом в мирской жизни ожидают еще большие искушения. Вряд ли их состояние можно назвать счастливым.

Литургия в Свято-Успенском мужском монастыре в честь великого праздника Пасхи (в центре игумен Димитрий).

 

 

 

 

Новое на старом месте

«АиФ-Забайкалье»: - Сколько человек сейчас живут в Свято-Успенском мужском монастыре?

И.Д.: - На данный момент - 10 человек. Пятеро монашествующих, остальные - послушники и трудники, но их количество постоянно меняется. Один из главных принципов монастыря, как это было встарь, так и сейчас - прикладывать усилия, чтобы питаться плодами своих трудов. Недаром говорят: «Как потопаешь, так и полопаешь». Для выполнения послушаний у нас есть все условия: скотный двор, поля для сельскохозяйственных работ, теплицы и огород. Работы всегда много, но это не ради прибытка, а чтобы не было праздности. Ведь во время выполнения любого послушания не только можно, но и нужно молиться.

«АиФ-Забайкалье»: - До того как территорию бывшего лагеря передали монастырю, она 3 года находилась в запустении. Жилые корпуса и подсобные помещения уже обветшали, но строительство новых не начинается. Всё потому, что строения арендуются у государства. Когда будет решён вопрос о полной передаче монастыря в собственность епархии, какие есть подвижки по этому вопросу?

И.Д.: - Вы правы, здания, а, вернее, бывшие корпуса лагеря, в плачевном состоянии. И формально без согласования с собственником мы не имели права даже гвоздь вбить. Сейчас идёт оформление необходимых документов для передачи всех объектов монастыря в собственность епархии. Когда это будет завершено, пока трудно сказать, но с Божией помощью обязательно свершится. Мы, выполняя предписания противопожарной службы, уже начали разбирать старые здания, также сейчас устанавливаем противопожарную сигнализацию.

После того как документы будут оформлены, на месте старых корпусов появится храм, новые кельи, где будет молиться, трудиться и проживать братия. Надеюсь, что эти внешние изменения будут содействовать и духовному росту как насельников монастыря, так и всех забайкальцев, посещающих нашу обитель.

«АиФ-Забайкалье»: - Спасибо вам за интересную беседу!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах